ПРЕМЬЕРЫ СРАЗУ В ДВУХ ТЕАТРАХ ИРКУТСКА СОСТОЯТСЯ В ЭТУ СУББОТУ

00:00, 22 марта 2002 г.

В ТЮЗе имени Вампилова покажут "Синюю птицу" Метерлинка. А в академическом драмтеатре имени Охлопкова "Игроков" по пьесе Гоголя. Сейчас в охлопковском зале проходит общественный просмотр этого спектакля. Поставил его москвич Геннадий Офенгейм, отец нынешнего главного режиссера иркутского драмтеатра Артура Офенгейма. Сегодня утром корреспондент программы "Новости" побывал на последней репетиции спектакля.

"Пьесой кризисного времени" называет гоголевских "Игроков" режиссер спектакля Геннадий Офенгейм. По его замыслу, через спектакль должна пройти тема манипулирования человеческим сознанием и душой. Гоголь не определяет жанр этой пьесы, поэтому постановщик позволил себе дать ей второе название - "Дьявольский обман в двадцати пяти явлениях с одним антрактом". "Это 25 явлений оборотней, бесов, которые крутят человека, вертят и приводят его к тому результату, который им нужен", - поясняет Геннадий Офенгейм.

По словам режиссера, постановочный коллектив попытался расширить бытовой фон пьесы, довести ее до масштаба притчи. Для этого среда, в которой существуют герои "Игроков", время от времени трансформируется, обретает зловещую знаковость. Возможности сценической машинерии в отреставрированном театре дают для этого большие возможности. И художник спектакля - Александр Плинт - использует их с большой изобретательностью.

Главная интрига пьесы держится на желании нескольких авантюристов провернуть махинацию с картежной игрой. Гоголевские персонажи называют ее "банком". Но ни в одном современном сборнике карточных правил актерам не удалось найти описания этой игры. Тогда исполнитель роли Швохнева заслуженный артист Яков Воронов взял на себя обязанность разобраться в правилах игры в банк. "Яков Воронов реставрировал по тексту, по репликам, по примечаниям. Даже "Маскарад" вытаскивали, потому что там тоже играют в банк, с тем, чтобы установить просто реальное течение игры", - рассказал Геннадий Офенгейм.

Геннадий Офенгейм говорит, что спектакль достигнет своей цели, если зрители после него выйдут с мыслью, которую сформулировал еще Николай Гоголь: "Будьте живыми душами, а не мертвыми".