Свой профессиональный праздник отметили накануне сотрудники аэрофлота по всей России. Семьдесят девять лет назад Совет труда и обороны страны принял постановление о создании Совета по гражданской авиации. Именно с этого момента ведет свой отсчет история Российского аэрофлота.
Развитие российской авиации шло в несколько этапов. С момента своего основания и до середины прошлого века осваивали самолеты, в основном поршневые, и прокладывали воздушные трассы. Затем появились реактивные лайнеры, которые стали совершать международные рейсы. Сегодня гражданская авиация России - это 330 различных предприятий. Однако авиация часто преподносит сюрпризы, иногда неприятные.
Многие до сих пор помнят авиакатастрофу, которая произошла в Иркутске в 1976 году. Тогда пассажирский самолет ТУ-104, рейсом Иркутск-Ленинград, продержавшись в воздухе всего 4 секунды, рухнул на взлетную полосу со скоростью 350 километров в час. Галина Ушакова - единственная из членов экипажа, которая чудом осталась в живых. Она рассказывает, что сейчас это кажется невероятным. От смерти женщину спасла случайность. "Я находилась в кухне. И на мое счастье, пуговица у меня на кофточке оторвалась, и я ее пришивала. Наклонилась, и в это время все и случилось", - рассказала Галина Ушакова, очевидец.
Очнулась бортпроводник Галина Ушакова уже среди обломков. Сразу ощутила, что сломана шея и даже сама попыталась поправить позвонки, но почувствовала, что теряет сознание.
После этого Галина пришла в себя уже на больничной койке. С многочисленными переломами отделов позвоночника, конечностей и челюстно-лицевой части, она провела в больнице более трех месяцев. Коллеги до последнего скрывали от нее, что все члены экипажа мертвы. Когда Галина узнала об этом, то сначала не поверила, а потом дала себе слово, что будет продолжать полеты. Однако по состоянию здоровья комиссия запретила ей отправляться в рейсы.
Сейчас Галина Ушакова воспитывает внуков. Уже 26 лет подряд 9 февраля она считает своим вторым днем рождения. Но есть и другая традиция. Каждый год в этот день вместе с бывшими коллегами-бортпроводниками Галина ездит на кладбище почтить память членов экипажа, погибших в той авиакатастрофе. Женщины говорят, что их работа опасна и непредсказуема, но времена своих полетов вспоминают как самую светлую часть жизни. "Аэрофлот дал нам многое не только в плане дисциплины. Бортпроводникам аэрофлот дал уникальную возможность познакомиться с культурой разных народов. Мы ведь облетали всю Россию и весь Советский Союз", - говорит Зоя Матюхина, бывший начальник службы бортпроводников ВСУГА.
В ближайшем будущем женщины даже настроены создать независимый союз кабинных экипажей. Он должен объединить бывших бортпроводников. В Иркутске их осталось всего 6. А еще 20 лет назад в отрядах бортпроводников Восточно-Сибирского управления гражданской авиации работало около 400 девушек, профессия которых называлась красивым словом "стюардесса".