СО ДНА РЕКИ КИТОЙ ПОДНЯЛИ ЦИСТЕРНУ С МАЗУТОМ

00:00, 01 февраля 2002 г.

Операция по подъему цистерны с мазутом из реки Китой завершилась сегодня днем. Напомним, в декабре прошлого года под лед провалился "КамАЗ" с бочкой, в которой находилось восемь тонн мазута. Происшествие грозило обернуться для Китоя и Ангары экологической катастрофой.

Автомобиль "КамАЗ" с цистерной мазута провалился под лед Китоя 21-го декабря прошлого года. Горючее предназначалось для котельных поселка Тайтурка. Водитель пытался сократить дорогу и воспользовался несанкционированной ледовой переправой. На середине реки грузовик внезапно начал проваливаться. Водитель успел выпрыгнуть из кабины. Он сообщил в ГО и ЧС о случившемся в тот же день. И заявил, что прибывшие спасатели потребовали у него деньги за помощь.

По факту этого вымогательства Управление ГО и ЧС Иркутской области провело служебное расследование, однако ничего не подтвердилось. На месте происшествия начались работы. Около двух недель понадобилось, чтобы найти специальную технику и спланировать сложную операцию. К работам привлекли службы Иркутска, Ангарска и Усолья. 16-го января этого года в месте аварии прорубили полынью. В нее должны были опустить водолазов, чтобы те прицепили трос, но из-за снега и остатков льда, вода превратилась в шугу. Ее не удалось очистить даже взрывом. Только на следующий день водолазы смогли зацепить машину.

За время подготовки большая часть "КамАЗа" намертво вмерзла в метровый лед. Чтобы освободить машину, произвели серию взрывов. Было использовано около 100 килограммов аммонита. При помощи тракторов "КамАЗ" вытащили на берег, однако бочки с мазутом на нем не было. Оказалось, что емкость даже не была закреплена. Она просто стояла в кузове, что является нарушением правил грузовых перевозок. Чтобы скрыть это, водитель грузовика ничего не сообщил спасателям.

На время работы свернули. Была подготовлена еще одна операция по подъему бочки. По данным Гидрометцентра, загрязнение воды в Китое на месте происшествия в восемь с половиной раз превышало допустимую норму. С помощью магнитомера специалисты определили местонахождение цистерны. Затем над ней прорубили лед. К операции были привлечены рабочие и техника одного из ангарских строительных трестов. Сегодня опытные стропальщики без помощи водолазов подвели под бочку тросы и вытащили ее при помощи тракторов.

Из-за низкой температуры, мазут находится в вязком состоянии. В противном случае все горючее могло бы вытечь в реку. Мазут, попавший на лед, тут же сжигали. Иначе нейтрализовать токсичный продукт в наших условиях невозможно. Специалисты говорят, что мазута вытекло 4 тонны. Более точно можно будет сказать, когда цистерну увезут в Тайтурку и взвесят.

С опозданием горючее все-таки попадет в Тайтурку. Бочку вместе с мазутом отдадут владельцу "КамАЗа" - частному предпринимателю. Ему также будет предъявлен счет за проведение всей операции. Это не одна сотня тысяч рублей. Экологи взяли пробы китойской воды. Результаты станут известны в ближайшее время.