Объемы заготовки и переработки древесины в ближайшие несколько лет могут удвоиться. Однако железная дорога пока не в силах справиться с возросшими объемами перевозок продукции. Эти вопросы решали сегодня члены высшего административного комитета при обсуждении концепции развития лесопромышленного комплекса Иркутской области.
70% территории Иркутской области занимают леса. Это больше чем десятая часть всего лесного фонда России. Поэтому лесопереработка является приоритетным направлением хозяйствования в регионе. После существенного спада производства в конце 80-х и начале 90-х годов. В 98-м наметилось увеличение объемов заготовки и переработки древесины.
Сегодня депутаты Законодательного собрания одобрили концепцию дальнейшего развития отрасли на ближайшие четыре года. Если ей верить, то производство древесины, шпал, фанеры, ДВП и целлюлозы увеличится в несколько раз. При этом возрастет нагрузка на железную дорогу.
Но уже сегодня большинство лесозаготовительных предприятий области жалуются на неудовлетворительную работу транспортников. Вагонов не хватает, готовая продукция скапливается на складах и высококачественная древесина превращается в дрова. Например, в Усть-Кутском районе не отгружено 40 тыс. кубометров леса. Гендиректор предприятия "Янталь-лес" Станислав Куракин возмущен таким положением вещей: "Для чего нужна концепция, которая предусматривает увеличение объемов производства и экспорта, если уже готовую продукцию вывезти не можем", - говорит он.
Железнодорожники считают, что их вины в этом нет. Вагонов поставляется столько, сколько могут пропустить пересылочные пункты основных импортеров. Это Забайкальск - на пути в Китай, и Наушки - в Монголию. "Если этот прирост пойдет за счет на Китай - не вывезем. Не в нас дело. А в перегрузке Забайкальска и развитии монгольских железных дорог," - считает начальник ВСЖД Александр Касьянов.
Перспективы решения проблемы пока не ясны. Хозяйственники считают, что без вмешательства руководства страны не обойтись.