Даши Намдаков в "Другом измерении". Завтра иркутяне первыми в мире увидят новые скульптуры мастера, который мог бы представить свой проект в Лондоне, Риме, Москве, но выбрал Иркутск. Как город, где начался большой творческий путь художника. Как публику, признавшую его талант. О новых произведениях, влиянии Запада и верности традициям Даши рассказал съемочной группе.
Скульптуры прилетели в Иркутскую галерею современного искусства чуть раньше своего создателя из итальянского города Пьетрасанта. Там работает одна из лучших литейных мастерских в мире. Даши Намдаков отправил в Иркутск шесть композиций, которыми заявил о новом этапе в творчестве. Художник чувствует, как меняется мир вокруг. Век компьютерной графики, дизайна, современного кинематографа и театра рушит трехмерную картину мира. Рождаются образы вне времени и пространства, где измерений бесконечное множество.
Даши Намдаков: Там очень много таких вот чередующихся лиц. Возможно, это и от буддистских каких-то вещей, помните, очень много многоликих божеств. Вот это слияние буддистских восточных традиций с западной пластикой.
- Как вы относитесь, когда люди начинают вот так глубоко вдумываться и находить то, чего, может, вы даже и не задумывали?
Даши Намдаков: Это очень важно, это так и нужно. Я вот категорически для себя решил однажды, что никогда не комментирую свои работы и не делаю описания, о чем я хотел сказать. Потому что я даю поле для размышлений, для какого-то соавторства.
Танцующие амазонки - их Даши изображал не раз, но теперь это чистая хореография в бронзе, сакральный танец между мирами. Танцует ли это одна девушка или несколько? На фоне луны, щита или шаманского бубна? Гадая, зритель тоже отправляется в путешествие по мирам. Но как бы сильно европейское искусство ни влияло на художника, Даши остается верен собственной истории. Это Азия с ее степями и духами.
Даши Намдаков: Ну и когда мы начали говорить о другом измерении, мне кажется, здесь очень здорово можно почувствовать: вот ты так рукой проводишь, а его будто и нет... А может быть, и есть. В этом есть некий воздух, другое измерение. Давайте вот так пойдем: важно скульптуру видеть, потому что ни одна фотография, камера не расскажет. Потому что каждая деталь взаимодействует с другой деталью.
Тайна появления этих образов захватывает и увлекает. "Энергия" - пожалуй, самая монументальная работа в коллекции. Изрезанное, изломанное, но не сломленное тело, а внутри лабиринты и пустота, которую можно заполнить. Может быть, так рождается гений? Право первыми увидеть скульптуры Даши подарил иркутянам уже по традиции. Именно отсюда начался большой путь художника. Мастер точно знает: у иркутской публики легкая рука и большое чуткое к искусству сердце.