Ансамбль аутентичной музыки готовится к концерту в галерее современного искусства. Коллектив уже 25 лет занимается реконструкцией музыкального наследия территорий, оказавшихся под водой при строительстве гидроэлектростанций. Композиции, которым уже по 300-400 лет, собирали в фольклорных экспедициях. В этих песнях нет случайных слов. Они и сегодня отзываются в душах.
Артисты "примеряются" к залу. В субботу иркутскому ансамблю аутентичной музыки предстоит уникальный концерт в галерее современного искусства. В новом творческом пространстве зазвучат песни предков, те, что пели в деревнях, которых уже не найти на карте. Они вместе с домами, полями, кладбищами остались под водой, пущенной при запуске четырех ГЭС на Ангаре. Эту землю называют Сибирской Атлантидой.
Проект "Затопленные песни" существует уже 25 лет. В начале 90-х Александр Рогачевский нашел целый архив аудиозаписей, сделанных студентами Московской консерватории еще в 1958 году. Они собрали песни старожилов на еще не затопленной территории Братской ГЭС. Александр услышал песни первых таежных земледельцев, переселенцев, пришедших на Ангару. Тогда и решил заняться реконструкцией музыкального наследия Сибирской Атлантиды. Он долго собирал и изучал материал, ездил в фольклорные экспедиции по деревням и даже "вырастил" музыкантов для своего ансамбля. Ольга и Мария - его ученицы с 10 лет. "У нас был школьный такой интересный формат, творческая лаборатория, экспериментальный проект - изучение традиционной культуры. Когда я пою эти песни, я ощущаю за своей спиной своих предков, они дают мне силу. Это моя внутренняя медитация", - делятся Ольга Верлан и Мария Янковская.
Сейчас ансамбль много гастролирует за рубежом, где с большим интересом относятся к сибирской культуре. В Иркутске концерты коллектив дает нечасто. То, что мы исполняем, не копирование старины, говорят музыканты. Главное - передать глубинный смысл народной мудрости, почувствовать песни, с которыми наши предки рождались, женились, уходили на войну, собирали урожай, провожали в последний путь. "Это была форма медитации. Пение не предполагалось, чтобы его кто-то слушал и развлекался тем более. Это в кругу, в закодированном звуке пелось то, что было известно только вам и мне. Мы с вами в этом звуковом поле промысливали свои модели поведения или свои смыслы какие-то. Смыслы - ответы на вопросы: кто мы, откуда, куда и зачем идем?", – говорит Александр Рогачевский, руководитель иркутского ансамбля аутентичной музыки.
И хотя народные песни чаще всего исполняют а капелла, в некоторых композициях ансамбля звучат скрипка, бубен, барабан, колесная лира. Потому что иногда исполнению нужно добавить чувств. Ведь это просто невозможно - сейчас петь так же, как простые крестьяне 400 лет назад.