Борьба за Хобой. Жители острова Ольхон и сотрудники национального парка "Заповедное Прибайкалье" ищут сотрудничества и взаимопонимания. И те, и другие хотят обустроить экологические тропы на мыс Хобой. Но пока стороны по-разному видят это благоустройство. Как строят диалог и что происходит сейчас в районе мыса Хобой, наблюдала съемочная группа программы "Новости".
Мыс Хобой. Самая северная оконечность острова Ольхон. В этом месте встречаются малый и большой Байкал. С высокого мыса открывается захватывающий вид. Множество туристов преодолевают трудный путь, чтобы попасть на Хобой: фотографируют, дышат острым холодным воздухом. Но если малое и большое море сливаются в одно без препятствий, то у людей все иначе. Общественники и сотрудники нацпака ищут взаимопонимания в вопросе, как лучше обустроить путь на Хобой. "Хочется сохранить место это таким, каким его создала природа. В целях сохранения Хобоя были поставлены ограждения, которые в принципе где-то сломали, где-то унесли, и получается, что машины как ездили, так и продолжают проезжать близко к мысу", - говорит Ирина Ивлева, житель п. Хужир, Ольхонский район.
"Заповедное Прибайкалье" разработало проект. Планируют на всем протяжении тропы от автомобильных стоянок до мыса сделать деревянный настил, установить смотровые площадки, организовать автостоянки, построить домик для инспекторов. Но местные жители называют проект перенасыщенным. Вмешательство в ландшафт может стать для этой территории губительным. При установке деревянного настила придется углубляться в грунт на полметра. А туристических и экологических проблем все это не решит. "Я не так много видел в других местах похожие места, но я считаю, что есть, наверное, опыт других людей, которые этим занимались и продолжают заниматься. Я же вижу, что там нужно обустроить хотя бы бытовые вопросы", - считает Владимир Венцак, житель п. Хужир, Ольхонского района.
Жители Хужира поддерживают обустройство тропы на Хобой. Но просят, чтобы с ними советовались в работе над проектом. Деньги, кстати, на него выделены немалые: 22 миллиона федеральных рублей. И прежде чем тратить эти деньги, стоит еще раз как следует подумать, говорят общественники.
Сергей Грудинин, предприниматель, житель п. Хужир, Ольхонский район: Мы, я в том числе, за то, чтобы мероприятия такие произошли. Но с наиболее меньшим вмешательством в природу. В этой ситуации, если речь идет о каких-то строениях, долблениях, бурениях земли, то лучше вообще ничего не делать. Или же делать такие вещи, которые строятся без вмешательства в грунт.
Надежда Николенко, замдиректора по развитию ФГБУ "Заповедное Прибайкалье": Прошло несколько собраний в Хужире, в которых участвовали администрация Ольхонского района, представители общественности. И сейчас мы от них ждем конкретных предложений, которые мы сможем рассмотреть и рассмотреть их возможность включения в конечный проект.
А тем временем на Ольхоне при въезде в нацпарк кипели страсти. Ведь возить туристов на Хобой - дело доходное. И каждая машина с туристами платит за право проезда по территории. Но, видно, учет поставлен как-то не так. Потому что когда наша съемочная группа уже выезжала с территории нацпарка, то обнаружила, что проезд закрыт. Идет спецоперация. "Машины не имеют права сегодня проезжать на территорию, потому что ведется оперативная работа по линии ОБЭПа", - заявил Дмитрий Погребняк, сотрудник оперативной группы ФГБУ "Заповедное Прибайкалье".
Проверяют, сколько машин заехало и сколько денег в кассе природоохранного учреждения. А тут и местный житель подоспел с критикой: "Вот вы посмотрите, что мне принес этот национальный парк. Я не против был, только за. Вы меня оставили, вот там и бабки живут, вы нас оставили, как в консервации, жить. Никто не может приехать, свету нам не дают".
Не сразу, но все устроилось. И тракторист вместе с сеном проследовал к месту жительства и въезд на Хобой опять открыт. Осталось главное - сохранить священное место в своей нетронутости и показать его туристам во всей красе. Задачка, как говорится, с тремя неизвестными, но которую нужно обязательно решить.