Фэйк, фан и хайп: информационное пространство пестрит недостоверными новостями

17:20, 02 октября 2017 г.

Ума Турман в Иркутск не приедет, миллион в благотворительный фонд подбросил его директор, а витрины в торговом центре разбили с далеко идущими планами. В последнее время информационное пространство Иркутска накрыла целая волна сомнительных новостей, которые на поверку оказались выдумкой. Что же такое фэйк, фан и хайп, разбиралась съемочная группа программы "Новости".

В этой истории есть все: и разбитые витрины, и погоня, и действия охранников. Вот только сделано все, чтобы привлечь внимание публики к неординарному событию. Мысль пропиарить торговый центр в этой ситуации пришла молниеносно, не скрывает блогер Егор Лесной. И как результат эффект сарафанного радио принес свои плоды. "Люди резко реагируют на какую-то грязь, на что-то вот плохое. Они начинают это обсуждать, влезать в это, дискутировать. И такие тренды, к сожалению, лучше заходят. И моей главной целью было именно изучение этого вирусного явления. То есть сработает или нет? Сработало", - говорит Егор Лесной, видеоблогер.

Другой громкий пример. Неизвестный принес сумку с миллионом рублей в благотворительный фонд. Новость мгновенно подхватили не только местные, но и федеральные СМИ. Некоторые даже отправились забирать деньги, оправдываясь тем, что забыли наличность в сумке по ошибке. А спустя несколько дней директор форда признался: поставил на иркутянах социальный эксперимент. "Если бы я мог вернуться назад, что-то изменить, я бы не изменил. Я абсолютно был уверен в том, что я делаю и для чего это делаю. Сразу же договорились, что после того, как все закончится, обязательно скажем, как было на самом деле. И с миссией как раз для того, чтобы обратить внимание, насколько в нашей жизни важна обертка, а не реальные дела. Это был в первый и последний раз. Я не люблю хайпы, я не люблю эти фэйки все", - рассказал Александр Соболев, президент фонда "Оберег".

По сути, "фэйк" - это просто краткий синоним так называемой "утки" - полностью или частично выдуманной новости, не имеющей ничего общего с действительностью. При этом модное сейчас слово "хайп" обозначает немного другое. Преимущественно это шумиха вокруг какого-то НЕГАТИВНОГО события. К примеру, полноценным фэйком оказалась новость о том, что в фильме иркутского режиссера снимется известная голливудская актриса Ума Турман. Автор дезинформации в данной ситуации рисковал только собственной репутацией. "Сама себе новость носит такой характер, что не будет никаких последствий от того, что кто-то поверит, а кто-то не поверит в нее. Но интересно было то, что очень многие мне потом сказали, что действительно поверили в эту новость. Ни у кого не вызвало никаких сомнений, что режиссер Яшников из глухой Сибири будет снимать Уму", - поделился Юрий Яшников, режиссер.

Так называемые вирусные новости - примета времени. Для их производства и распространения не нужны особенные ресурсы. Неординарное известие люди подхватывают сами и быстро распространяют через соцсети. Способствуют этому и СМИ. "Насколько журналисты должны были проверить эту информацию... Она, информация, в нынешнее время настолько молниеносная стала, ее не успевают люди, наверное, журналисты просто проверить, ее достоверность. Потому что конкурентная борьба настолько сильна, ее надо быстро-быстро выпустить", - комментирует Инна Капичникова, заведующая кафедрой журналистики.

Такая проблема назрела в журналистике давно. И если информацию не проверять, то можно стать жертвой злого умысла и корыстных интересов. Как результат бесплатная реклама человеку или организации и своя подорванная репутация.