Против химии на дорогах. Иркутяне распространили в социальных сетях обращение с требованием прекратить использование реагентов. В обсуждении участвуют свыше двух тысяч человек. Чем же посыпают магистрали? И как чистят улицы в других городах?
Готовят смесь для посыпки иркутских дорог. Состав: отсев и максимум 10% соли. Ее доставляют из Тырети. Песок возят из Введенщины. А еще используют рассол - природный реагент из месторождения в Жигаловском районе. Химии в этом составе для иркутских дорог нет. "Рассол используем как предварительную обработку перед снегом. Снег еще не начинает падать, предварительно обрабатываем дороги рассолом, и он не дает снегу прилипнуть к асфальту. Если выпал снег, то через несколько часов пойдут машины, снег закатается, будет снежный накат. Количество ДТП возрастет в десятки раз. Будет лед на дороге", - объясняет Андрей Наифантьев, начальник цеха механизированного содержания улично-дорожной сети по левому берегу г.Иркутска.
Впрочем, даже при таких аргументах многие иркутяне уверены: соли, как и другим реагентам, не место на дорогах. Это от нее проезжая часть превращается в грязную жижу, которая потом, по весне, обязательно попадет в водоемы.
- В этом году снега меньше и дороги получше. От реагентов толку мало: днем слякоть, ночью едешь - каток. Прошлась по тротуарам - везде слякоть. Раньше дворники чистили, и чисто было.
- От реагента машина ржавеет. Два года по деревне ездил, никаких рыжиков у машины не видел. А сейчас, спустя 1,5 года, полезли. И никто не возместит ущерб.
- Меня просто раздражает сильная грязь, которая получается у нас на дорогах от этой химии. Все улицы черные, грязные, тротуары тоже грязные, мне просто противно смотреть, во что превращаются дороги в Иркутске зимой.
А вот удостоверение качества, которое есть у каждого контейнера с грузом. Читаем экологический сертификат соответствия: соль поваренная пищевая без добавок, изготовлена по ГОСТу, является природно чистой и не оказывает вредного воздействия на окружающую среду и человека. Кстати, в соседней Бурятии использовать соль для посыпки улиц запрещено законом. Это может навредить Байкалу. Но специалисты признаются: соль для борьбы с гололедом бывает незаменима. "Мы считаем, что реагенты в некоторых случаях, когда особенно лед, были бы более эффективны. Понятное дело, что крупнозернистый песок на льду, особенно после аварии на тепловых сетях или на водоканале, не держится. Другое дело, что машины целей и обувь у жителей. Это безусловно", - говорит Андрей Матрохин, директор МБУ "Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ".
Для сравнения: в Красноярске химические реагенты не используют. Горожане высказались против. Западные соседи отказались даже от рассола. Дороги посыпают природными смесями. А в северном Усть-Илимске на улицах можно встретить только щебень. Соль и другие реагенты там малоэффективны в связи с низкими температурами. Что касается Иркутска, то менять схему уборки улиц не собираются. И между сохранностью обуви и безопасностью на дорогах выбирают второе.