Уже завтра, 1 сентября, начинается новый учебный год. Но не все дети идут в школу с радостью. Почему так происходит? Кого-то пугает школьный режим, кого-то страх не оправдать родительские ожидания. Многих пугает встреча со сверстниками. Педагоги и полицейские стали отмечать все больше случаев детской жестокости. О том, как быть с детьми, проявляющими агрессию, и что делать, чтобы ваш ребенок не стал изгоем в классе, расскажем в рубрике "Безопасное детство".
Примеров детской жестокости все больше. За 9 месяцев 2016-го следователи Приангарья завели более 500 дел с участием несовершеннолетних. В половине случаев и виновники, и пострадавшие - сверстники. "Часто происходят конфликты, драки, они причиняют друг другу телесные повреждения, которые влекут за собой средний или тяжкий вред здоровью. Иногда даже смерть потерпевшего", - говорит Карина Головачева, старший помощник руководителя СКР РФ по Иркутской области.
Зачастую, дети не видят грань между шалостью и преступлением. На учете в подразделении полиции по делам несовершеннолетних десятки подростков. Для одних это заканчивается травмами, физическими и психологическими, для других уголовной ответственностью. "Это в зависимости от возраста. То есть если дети не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности и совершили преступление, то тогда мы направляем материалы в суд для рассмотрения решения помещения таких детей в центр временного содержания для несовершеннолетних", - поясняет Анастасия Сябренко, начальник отделения по делам несовершеннолетних отдела полиции №7.
Психологи бьют тревогу: детская агрессия растет. Объект - сверстники, родители, учителя. "Современные дети не умеют договариваться, потому что чаще всего они опять же уходят в компьютерные игры. В игры, где не надо договариваться, где им проще общаться виртуально, чем реально", - отмечает Елена Михайлик, психолог.
Каждую неделю к уполномоченным по правам ребенка поступают тревожные звонки о детских конфликтах. И все чаще недопонимание возникает между учеником и педагогом. Педагоги, говорит детский омбудсмен Светлана Семенова, порой тоже переступают дозволенную грань. "Все зависит от учителя. Как она сформирует вообще атмосферу в классе, как дети будут друг к другу относиться, будут ли только любимчики или будут изгои. Вот этот вопрос стигматизации, приклеивания, навешивания ярлыков, он тоже существует. Потом ребенок, который все время привык быть виноватым, у него уже статус правонарушителя, он говорит: вы хотите, чтобы я был таким, я таким и буду", - говорит Светлана Семенова, уполномоченный по правам ребенка по Иркутской области.
Илья Легкодимов - классный руководитель. Учительский стаж 8 лет. Считает, чтобы создать из совершенно разных по темпераменту и характеру детей сплоченный коллектив, необходимо научить их сотрудничать. "Как сказал исследователь конфликтов Чарльз Ликсон, если у вас нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс. Дети разные, дети интересные. Да, бывают и конфликтные ситуации. А в конфликтной ситуации каждый свой стиль поведения выбирает: кто-то пытается уйти от конфликта, кто-то идет в соперничество, кто-то идет на уступки", - сообщил Илья Легкодимов, учитель.
А ведь поводов для ссор у подростков много. Решить самостоятельно их могут не все. О причинах рассказывает ученик десятого класса Никита Кочнев: "У девочек, например, они начинаются из-за мальчиков тех же самых. Также с учителями. Вот этот переходный возраст, то есть дети они не могут совладать с собой, со своими эмоциями и, получается, срываются на учителей. Учителя тоже не могут иногда сдержать себя".
Никита - один из тех, кто прошел специальное обучение и теперь знает, как помочь сверстникам разрешить конфликт. Служба школьной медиации работает в 30-й школе 4 года. Тогда впервые в Иркутске проект запустили как школьный эксперимент: на полторы тысячи детей в учреждении всего два штатных психолога. "Специфика такая, что здесь не поиск виноватого и не определение, кто прав и кто виноват. Нет. Здесь необходимо просто примирить стороны и исключить причину самого конфликта, снять вот этот негатив. То есть для этого нужно выслушать одну сторону, выслушать другую сторону. Подтолкнуть стороны, чтобы они сами набросали несколько вариантов решений, сами обсудили и выбрали наилучший", - считает Ольга Киселева, директор школы №30.
Отношения со сверстниками и учителями - это всего лишь одно из испытаний, которые предстоит пройти ребенку на пути к взрослению. А еще: безопасность на дорогах, детских и спортивных площадках, бесконечный поток информации, которая обрушивается на наших детей из интернета. Правильно ориентироваться в современном мире детям могут помочь только родители. Для этого необходимо слышать ребенка и быть внимательными к его поведению. Но при этом, конечно, советуют психологи, не нарушать границ наших быстро взрослеющих детей.