Ситуация промедления не терпит: запасы рыбы находятся на критическом уровне. Сейчас биомасса омуля в Байкале на 10 тысяч тонн меньше, чем в стабильные годы. В 2015-м на нерест зашло всего два миллиона рыб, хотя обычно эта цифра не менее четырех миллионов.
Основная причина омулевого кризиса - так называемый перелов из-за браконьерства. Кроме того, влияние оказывают маловодье и засуха. "60 миллионов личинок омуля скатилось из нерестилищ. Это вообще катастрофа. При среднем многолетнем - полтора миллиарда. Это просто катастрофа. Последние три года вы видите, сколько производителей заходят и сколько их на самом деле скатывается. По верхней Ангаре по скату данных нет, они будут в ближайшее будущее. Но и там ждать неоткуда рыбы. Если ее нет, откуда ей взяться", - говорит Владимир Петерфельд, директор Байкальского филиала "Госрыбцентр".
Пока специалисты рассматривают два варианта: частичный или полный запрет на вылов. Но тут же добавляют: полумерой ограничиться вряд ли удастся. Решение о закрытии Байкала и промысловых рек рассматривают уже два года. Ситуация непростая, ведь могут пострадать малочисленные народы севера, для которых это основной промысел и источник заработка. Другое направление труда приходится искать и тем, кто занимается промышленным выловом, переработкой рыбы и торговлей. Но опыт показывает: решение хоть и тяжелое, но действенное. Подобная практика уже была в 60-70-х годах. И тогда численность байкальского эндемика удалось восстановить.