Подражание, которое необходимо. Секреты мастерства молодому художнику открывают не только преподаватели. У будущих мастеров есть великолепная возможность учиться у тех, кто творил несколько веков назад. Копирование картин великих живописцев - обязательная часть обучения. И лучше всего делать это, глядя на оригинал.
Вряд ли кто-то из посетителей рассматривал эту картину так же пристально. Сегодня урок у начинающих мастеров проходит в художественном музее. Они копируют полотно Григория Мясоедова "Лесной ручей". Недавно побывали на экскурсии и выбрали именно это произведение. За сложность оттенков, глубину и работу автора со светотенью. До сегодняшнего дня ученики копировали только репродукции. А вот оригинал впервые. Самое сложное - правильно выбрать оттенки, изобразить листву, подсвеченную солнцем. "Тут очень много зелени, но она имеет очень много оттенков, просто тысячи. И тут суть в том, чтобы потом эта картина была не монолитом, а различима: листва там отдельно, отражение всё в озере. Это первый опыт. Посмотрим, что получится", - говорит Ирина Королёва.
Копирование - это "душа" обучения, уверены художники ещё с древних времён. Все будущие великие мастера учились, копируя великих мастеров. Без этого невозможна настоящая живопись и рождение уникального стиля художника. К тому же писать картины в окружении мировых шедевров очень увлекательно. "Ты таким образом прочувствуешь, как написана картина, как она изнутри написана, какие техники там применяются, какие цвета. Потому что ни одна фотография, она не передаёт истинный цвет, а цвет очень важен для художника. И копия позволяет прочувствовать то время. И после, когда ты начинаешь писать уже другие картины, свои, это мастерство, оно передаётся", - объясняет Дарья Барышникова, художник, преподаватель.
Таких занятий не проводили давно. Но сейчас практика возрождается. К студенческим копиям в музеях требований нет. А вот для профессиональных чёткий свод правил. "Копия не должна размер в размер соответствовать оригиналу, она должна быть либо больше, либо меньше. Кроме того, все копии регистрируются у нас обязательно, если делаются копии с наших произведений. И во время работы копии, конечно же, нельзя выносить из стен музея", - сказала Анна Парфененко, главный хранитель Иркутского областного художественного музея.
А иногда копии "спасают" историю. И остаются единственной возможностью увидеть произведение, не дожившее до наших времён. Например, древнегреческие скульптуры известны по римским копиям. А вот полотно "Христос передаёт ключи апостолу Петру" из собрания Иркутского художественного музея. Эта картина - копия, написанная итальянским художником Бернардо Строцци в XVII веке. Её подлинник давно утрачен. Но не утрачен труд неизвестного мастера. Благодаря копии он живёт уже несколько веков.