Школы для всех

15:25, 16 ноября 2015 г.

Почти 90% всех школ Иркутска готовы принять в свои стены особых учеников. В планах городских властей - внедрить инклюзивное образование по всему городу. На уроки уже ходят больше 500 детей. Что даёт им общеобразовательная школа и с чего начинается подготовка?

С неподдельным интересом семилетняя Соня изучает сенсорную комнату. Отдыхает от уроков. Школьницей она стала всего пару месяцев назад, несмотря на диагноз. У девочки ДЦП. Без посторонней помощи ей сложно ходить, играть и, тем более, осваивать школьную программу. Но Соня очень старается.

Соня Дёмина: Сегодня проходили результаты сложения. Ну, примеры.

- У тебя получается по математике?

Соня Дёмина: Не очень. Математика - это сложные уроки.

Хоть и сложный, но любимый предмет, делится Соня. А ещё ей нравятся прописи, азбука и рассказы про окружающий мир. Но больше всего в школе девочка ценит общение.

Школа №39 не коррекционная. Обычная. Она, как и ещё 63, внедряет инклюзивное образование. В классах учатся и здоровые дети, и с нарушениями слуха и зрения, и с детским церебральным параличом. В этой школе таких учеников 25. Все они поступили за последние четыре года. Столько времени работает в Иркутске специальная программа образования. "Многие ребята из начальной школы перешли в старшую. Есть такие ребята, которые в старшей школе очень успешно занимаются. Ученик 9 класса, я думаю, будет иметь аттестат с отличием", - говорит Ольга Ловцова, директор школы №39 г.Иркутска.

О создании условий для особых учеников мы поговорили с начальником департамента образования Иркутска Александром Костиным. Он рассказал: в Иркутске сформирован специальный банк данных, куда вошли дети-инвалиды. Список ежегодно уточняется. А в департаменте прорабатывают вопрос о подготовке специалистов. "Это стоит сегодня в плане. Потому что сегодня нуждаются и педагогические работники в сопровождении, потому что это иные технологии, иные приемы, психологические особенности этих детей. И, естественно, мы запланировали в 2016 году целевую подготовку для педагогов и подготовку тьютеров, которые бы сопровождали этих детей", - сообщил Александр Костин, начальник департамента образования администрации г.Иркутска.

Впрочем, обучение в школе начинается задолго до первого звонка. В детском саду компенсирующего вида №18 уже несколько лет занимаются особыми воспитанниками. Кроме обычных, есть группы для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. Таких малышей берут с трёх и четырех лет. "Наш детский сад они посещают до 8 лет. За это время с ними работает комплекс специалистов. Это воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, инструкторы по физической культуре и музыкальный руководитель. И вот такими общими силами мы добиваемся положительных результатов", - рассказала Валерия Черных, старший воспитатель детского сада №18 г.Иркутска.

Практически все, кто при поступлении в детский сад не говорят, к выпуску вполне прилично владеют речью. А те, кто с трудом передвигались, держась за стеночку, учатся уверенно стоять на ногах. Динамику подтверждает и статистика. 90% воспитанников после выпуска переходят в обычные школы.