Рама - это продолжение картины

17:21, 14 октября 2015 г.

Дорогой бриллиант требует дорогой оправы. Так же и драгоценные произведения искусства. Самые знаменитые картины без своих роскошных или, наоборот, сдержанных обрамлений не выглядели бы столь эффектно. Рамы - это продолжение картины, и за ними в музеях по всему миру ухаживают не менее тщательно, чем за прославленными полотнами. Во что одевают жемчужины коллекции в Иркутском художественном музее?

То, чего не увидит посетитель, - другая сторона картины. Её наравне с лицевой изучают реставраторы, к которым на стол попадают не только живописные полотна, но и их постоянные спутники. Воскрешают в мастерской картину и её родную раму одновременно. Деревянные оправы чистят, укрепляют, обрабатывают защитным составом, чтобы драгоценные холсты были в надёжных "руках". "Она вот так вот крепится, и вот таким образом можно её здесь извлечь из рамы. Таким же образом её и монтируем в обратном порядке. Это называется монтаж картины в раму. Вот этими вертушечками мы закрепляем картину в раме", - объясняет Светлана Тютикова, заведующая реставрационной мастерской ИОХМ им. В.П. Сукачёва, художник-реставратор.

Пейзаж французского художника Жоржа дю Плесси "Вечер в порту" готов к пристальным взглядам посетителей. Рамы появились в мире практически одновременно с картинами. Их вырезали из дерева, украшали лепниной, покрывали позолотой, выдумывали новые формы. "Вот этот классический вид рамы, ступенчатой, рельефной, возник ещё в эпоху Возрождения, когда у художников представление о картине было, как об окне в мир. И рама глубокая дополняла это представление, добавляла изображению глубину",- говорит Анна Потапова, научный сотрудник ИОХМ им. В.П. Сукачёва.

И если талантливые художники стали известны на весь мир, то имена багетных мастеров стёрло время. Изредка на старых рамах реставраторы находят клейма с адресами мастерских. Рама тоже остаётся в тени картины. Она становится её продолжением, достойной оправой для живописного бриллианта.

В XVIII и XIX веках рамы чаще всего заказывали под определённые картины. Например, полотно Ивана Шишкина "Перелесок" украшает рама с растительным декором. Папоротник, дубовые листья, жёлуди дополняют изображённый художником пейзаж.

В советском искусстве роскошную лепнину считали мещанством - багеты тех лет предельно просты. А вот старинные оправы сейчас всё больше интересуют исследователей и посетителей музеев. В прошлом году в Третьяковке рамам посвятили целую выставку, ещё раз напомнив: художественное обрамление картины - тоже искусство. И к нему стоит присмотреться...