По Байкалу на корабле. О таком отдыхе летом мечтает едва ли не каждый турист. Получить такое удовольствие можно, вот только цены кусаются. В зависимости от маршрута стоимость варьируется от пятисот до пяти тысяч рублей. Стоит ли оно этих денег и кому люди доверяют свои жизни?
На этот теплоход у перевозчика нет не только лицензии. Сам капитан по уровню квалификации и образования вправе исполнять обязанности только помощника. Тем не менее, стоит за штурвалом и ежедневно перевозит сотни пассажиров. Курсирует по излюбленному туристами маршруту: Хужир - остров Огой - Святой Источник. За удовольствие каждый пассажир платит более полутора тысяч рублей. Соответствует ли плата уровню сервиса? «Доволен-то, во-первых, что приехал сюда. А сервис оставляет желать лучшего. Ну "троечка", не больше. 1700 это стоит. Я думаю, в пределах "штуки", так вот примерно должно стоить. За этот сервис», - считает Андрей Митрохин, пассажир судна.
Но на самом деле плата может быть гораздо выше. Люди рискуют собственной жизнью, пользуясь услугами этого теплохода. «Нарушение норм пассажиро-вместимости, на борту судна было 95 человек пассажиров. Отсутствовали какие-либо документы о его техническом состоянии, о праве собственности и отсутствовала лицензия на право перевозки пассажиров. И не обеспечивалась пожарная безопасность», - комментирует Анатолий Черепанов, главный государственный инспектор ВСУ "Госморречнадзора".
Но самое грубое нарушение - отсутствие каких-либо исправных средств спасения. Итак, чем же смогут воспользоваться пассажиры данного судна в случае внештатной ситуации. К примеру, вот этой, мягко говоря, шлюпкой. Ну а здесь должен располагаться специальный спасательный плот.
Спасательные жилеты есть, но самые дешёвые - китайские. Которые не выдержат в воде более часа и потянут человека ко дну. По словам инспекоров Речнадзора, подобных катеров и кораблей на Байкале десятки и лишь у единиц всё в порядке с документами и материальной частью. За один только рейс хозяин теплохода зарабатывает около 150 тысяч рублей. Трети из них хватило бы и на оформление лицензии, и на покупку нормальных жилетов и плотов. Но закон продолжают нарушать. Дальше отправляемся на проверку другого малого судна. На этот раз выступаем в качестве пассажиров - делаем контрольную закупку. И снова перегруз пассажиров.
Сначала всех садят на сомнительного вида катер. Буквально через сто метров опасения оправдываются - судно ломается. Поэтому все пассажиры в нарушение всех норм безопасности пересаживаются на другое прямо на воде. Кроме риска для жизни за семьсот рублей все туристы получают краткосрочную обзорную экскурсию и возможность покормить чаек хлебом. Появление речной полиции стирает улыбки на лицах отдыхающих и команды корабля:
- Они отошли от мола, сломались. Позвонили: забери людей, - говорит. Ну я не брошу же их, вышли. Короче подстава.
- То есть количество людей на борту вы не знаете, какое допустимое? Я вам сообщаю, что у вас на борту находится 27 человек, у вас количество превышено.
Ситуация повторяется с пугающей детальностью. Судном управляет такой же псевдо-капитан, который не имеет на это права и не несёт никакой персональной ответственности. Нарушений столько, что они едва умещаются в протоколе. Теперь организаторов и собственника катера ждёт внушительный штраф - порядка 50 тысяч рублей. В случае повторного нарушения - конфискация судна.