Как реставраторы побеждают время

17:29, 10 июля 2015 г.

Они воскрешают произведения искусства. Мастера Иркутского художественного музея возвращают к жизни, казалось бы, безнадёжные картины. Вглядываются в полустертые силуэты, залечивают трещины и заломы, дарят потускневшим краскам новый блеск.

Со старинного полотна на реставраторов с надеждой смотрит молодой мужчина - сокольничий царя Алексея Михайловича. Картину в 1866 году написал Александр Литовченко. За эту работу живописец получил звание академика императорской академии художеств.

В музее она оказалась уже изувеченной: была свернута в рулон, вся в заломах и деформациях. Теперь у картины новый подрамник и крепкий холст: родной истончился до предела. Теперь укрепляют красочный слой. Это работа для терпеливых. Картину тщательно, но заботливо утюжат через папиросную бумагу и клей. Сначала тёплым утюгом, затем холодным. И так маленькими фрагментами всю огромную поверхность.

Работают с картиной, как доктора с пациентом, в белых халатах и медицинскими инструментами. Грунт, который заполняет трещины, делают сами мастера на основе рыбьего клея. Говорят, весь процесс восстановления диктует само произведение. И к нему нужно прислушиваться. "Каждый реставратор, начиная работу над произведением, должен как бы установить диалог с произведением. Как лечащий врач, он должен опросить вас, что тревожит, что болит. Тут такой же должен быть налажен диалог, чтобы вы поняли квартиру, прочувствовали её и чтобы сами могли почувствовать, на правильном пути идёт реставрационный процесс или нет", - объясняет Светлана Тютикова, заведующая реставрационной мастерской ИОХМ им. В.П. Сукачёва, художник-реставратор.

За полтора века краски окислились и потускнели. Так что нужно заставить их засиять как прежде. Дальше восстановить живописный слой, угадать авторский цвет вплоть до полутона. По нормам, ещё год после реставрации картина должна находиться в мастерской, чтобы "доктора" вовремя могли заметить, если что-то пошло не так. А когда их пациент полностью здоров и готов к выписке, целители с радостью отправляют картину в просторные выставочные залы к зрителям.