Для главной магистрали областного центра архитекторы разработали специальный регламент. В документе обозначены предпочтительные цвета для фасадов, варианты подсветки и даже растения, которые украсят улицу и не будут закрывать здания. Как может измениться исторический центр Иркутска?
Центр Иркутска - угол улиц Ленина и Карла Маркса. Самое примечательное здание скрыто под строительными лесами. На ремонт лишь пара недель, нужно успеть ко Дню Победы. Поэтому строители только наведут внешний лоск. Но даже косметический ремонт уже проведут в соответствии с новым регламентом.
Архитекторы определили для улицы Карла Маркса пастельную палитру оттенков. Никаких ярких и вызывающих красок. Небольшое исключение лишь для солнечной стороны магистрали, там фасады могут быть выразительнее. Впрочем, не такими яркими как здесь. Пока здание на пересечении с улицей Сухэ-Батора не соответствует регламенту. Для нижней части здания выбран более мягкий оттенок. Пространство под крышей архитекторы предлагают сделать еле заметного цвета.
Разработчики регламента уделили внимание и прилегающим улицам. Это так называемые "видовые коридоры". Киоски с Карла Маркса уберут либо приведут в порядок. В соответствии со стилем. Старые фонари демонтируют, их место займут более изящные конструкции. Подумали архитекторы и о пешеходах. Вместо непрезентабельной и порой скользкой плитки тротуары вымостят гранитной брусчаткой. Документ разрабатывали больше года. Официально он начнет действовать после утверждения на заседании думы Иркутска. "Это жёсткий регламент, который необходим будет в соблюдении собственникам при ремонте зданий, при обслуживании зданий, при размещении вывесок своих магазинов, административных помещений", - подчеркнула Инна Кондратьева, главный архитектор г.Иркутска.
Основная претензия архитекторов к владельцам зданий - кричащая и порой неуместная реклама. Яркий пример - район пересечения с улицей Каландаришвили. Почти все растяжки и баннеры попали в черный список. Они слишком большие и яркие. Вывод архитекторов однозначен. "Вывески абсолютно не соответствуют самому зданию, портят его внешний вид, закрывают декоративные детали фасада. У нас большинство зданий - памятники. И они должны восприниматься в первую очередь, а не вот эта аляпистость. Реклама на объектах культурного наследия запрещена. Могут быть только информационные вывески. Т.е. это название фирмы и, может быть, кратко то, чем она занимается", - сказала Алёна Бобрышева, архитектор.
Впрочем, есть и положительные примеры. Здание бывшего Гранд-отеля отреставрировали совсем недавно. Реклама есть, но она не портит архитектурное наследие. Вывески не занимают много места, не выбиваются из общего стиля и, что важно, написаны на русском языке. Директор реставрационной мастерской, в которой разработали регламент, отмечает: в России есть только два города, где действует подобный документ. Архитектурно-художественным правилам подчиняются исторические улицы в Москве и знаменитый Невский проспект в Петербурге. Иркутск ничем не хуже. "Историческая ткань города, расположение города по отношению к реке действительно очень схожи с Невским проспектом. Мы и сейчас, стоя на этой улице, видим, что она достойна быть образцом пусть и сибирской культуры. Главное - привести это в порядок. Регламент даёт возможность именно ограничивать отрицательное желание собственников, чтобы улица была достойной", - говорит Алла Мироненко, директор реставрационной мастерской.
За невыполнение предписаний владельцев зданий будут штрафовать. Ну, а если претензий и вопросов у сторон не возникнет, улица Карла Маркса станет образцом для архитектурного подражания уже через три года.