На страже безопасности полетов

18:12, 20 марта 2015 г.

Небо не так безмятежно, как нам кажется. Ежедневно над Иркутском пролетают десятки воздушных судов. Это рейсы из Северной Америки, Европы и не только. За движением самолётов, не отрываясь, следят диспетчеры Восточной Сибири. В этом году в их работе наступил серьёзный перелом. После 10 лет подготовки ввели в эксплуатацию укрупнённый центр организации воздушного движения. Что сделали за это время?

Представьте ситуацию: у самолёта загорелся правый двигатель. Нужно скорее совершить посадку, но сделать это не так-то просто. На помощь приходит авиадиспетчер. Он объяснит: как, когда и что нужно сделать. Тренажёр появился в распоряжении филиала "Аэронавигации Восточной Сибири" пару месяцев назад. На панорамном экране иркутский аэропорт как есть: местность, растения, даже звуки реальные. В программу заложены десятки особых случаев: на взлётку выйдет человек или животное, самолёт потеряет управление или выкатится за полосу, экипаж захватят террористы. Каждый пункт перечня заставит обывателя похолодеть от ужаса. Но только не авиадиспетчера. Что касается нашего горящего борта, то он приземлился с надломленной стойкой шасси.

Авиадиспетчер поднимает тревогу. На полосу уже едут экстренные службы. Ситуацию в соседней комнате моделирует инструктор, сейчас он командир аварийного лайнера. Геннадий Пчела сам в прошлом авиадиспетчер. Профессии отдал больше 30 лет. "Понимаете, когда в реальной жизни, не дай Бог, происходит такой случай, внештатная ситуация, человек может впасть в ступор. Начать алогично действовать и не совсем быть готовым. Так же, как и пилоты, проходят внештатные ситуации, и они уже готовы к этому. И не будут листать инструкцию и искать, что мне в этом случае делать", - говорит Геннадий Пчела, диспетчер-инструктор.

Обучение авиационных диспетчеров не менее сложное, чем подготовка лётного состава. Одно из обязательных условий - владение английским языком на уровне выпускников лингвистического университета. В России непростому делу обучают лишь в четырёх городах. В Иркутске работают курсы повышения квалификации. Авиадиспетчеры приходят на тренажер для отработки навыков. А выпускники учебных заведений гражданской авиации отрабатывают полученные знания на практике. "В прошлом году я закончила университет. Сейчас стажируюсь здесь, на рабочем месте. Скоро получу самостоятельный допуск. В моей семье много кто связан с авиацией. Поэтому я решила пойти по стопам", - сказала Татьяна Иванова, диспетчер-стажёр.

Этот подъём знаком не одному поколению иркутских диспетчеров. По этой лестнице сотрудники диспетчерского пункта слепой посадки поднимались на свои рабочие места. Из помещения открывается вид на весь иркутский аэродром. Диспетчеры руководили посадкой, кругом. А сейчас здесь лишь старая техника и скоро её демонтируют. Теперь условия работы значительно лучше. Диспетчеры переехали на один этаж выше, его специально надстроили для нужд авиации. Здесь просторнее, да и вид гораздо лучше.

Система аэронавигации страны - это почти 900 воздушных трасс на площади свыше 26 миллионов квадратных километров. Это зона ответственности Государственной корпорации по организации воздушного движения. Филиал "Аэронавигации в Восточной Сибири" охватывает три региона: Иркутскую область, республику Бурятию и Забайкальский край. Регион открыт для кроссполярных и трансазиатских маршрутов. Именно интенсивность полётов и стала основной причиной для модернизации центра. Вот над Иркутском пролетает немецкий лайнер. Аэробус А-340 следует из Франкфурта-на-Майне в Шеньян.

Федеральная целевая программа позволила создать Иркутский укрупнённый центр организации воздушного движения. В этом здании сосредоточены все зоны ответственности Восточно-Сибирского филиала. Отсюда и происходит управление воздушными судами. Кроме того, к единой системе привели технологию работы диспетчерского состава, полностью обновили техническую базу. "Процесс был непростой, нам нужно было провести большой объём строительно-монтажных работ по реконструкции самого здания, подготовить техническое задание, разместить его в промышленности и изготовить саму систему ОВД. Я могу вам сказать только одну цифру: стоимость одной трассово-локационной позиции порядка 50 млн. рублей. У нас таких девять", - сообщил Владимир Покатилов, директор филиала "Аэронавигация Восточной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

Далее в планах освоить новые методики обслуживания воздушного движения. Ведь теперь пропускная способность Восточной Сибири увеличилась.