Плагиат или право творца на подражание?

13:43, 18 марта 2015 г.

Этот вопрос возник в художественных кругах Иркутска. Потомки известного графика, живописца увидели копию с работы своего именитого предка, выставленную на продажу в интернете и... за другой подписью. И случай этот не первый. В региональном Союзе художников выражают опасения: не поставлено ли на поток такое производство?

Какого же было изумление потомков известного графика и живописца Бориса Лебединского, когда его работу с изображением старого Иркутска они увидели на популярном сайте с ценником 10 тысяч рублей и, как выяснилось позже, за подписью другого автора. Интернет-магазин предлагал купить картину нашего современника Андрея Жилина.

"Мы приехали по адресу: Энгельса, 4. Не нашли ни вывеску, ни табличку. Но мы знаем, что там много мастерских находится. К нам подошли две женщины и повели нас в подвальное помещение", - рассказывает Александр Киселев, внук художника Б.И. Лебединского.

"Когда мы представились, они были в шоке. Вторая продавщица нам сказала: "Ведь это же не плагиат". Может, от неожиданности, может, от шока, но нам эту работу подарила", - добавляет Наталья Казакова, супруга Александра Киселева.

Копия работы отличается форматом изображения. Панораму "укоротили". Первый иркутский понтонный мост оказался отрезан от остального сюжета. И техника совсем другая.

Автолитография - сложный процесс: изображение специальным фотомеханическим способом наносится на камень, с которого делают оттиски. Борис Иванович Лебединский - гравер, живописец, график, ученик Василия Матэ, Николая Рериха. Работы автора есть в Третьяковке, Государственном музее имени Пушкина, Русском музее и, конечно, в Иркутском областном имени Сукачева. В Иркутске периодически возникает тема создания авторского музея Лебединского. А из-за недавних событий имя художника звучит еще и в связке с другим автором, работу которого родственники Лебединского принесли на экспертизу. И, по мнению искусствоведа Ираиды Федчиной, в данном случае украдено авторство. "Холст, сепия. А сепия если, ее надо закрепить. Она остается, как краска. А вообще тут можно даже не трогать, потому что это принт. Все идентично, кроме одной детали, он вот здесь, над забором, написал "Андрей Жилин, 2012 год". Если бы было указано, что это Борис Иванович Лебединский, все вопросы бы исчезли",- поясняет Ираида Федчина.

В надежде на интервью с создателем полотна мы отправились по тому же адресу, что и потомки Лебединского. Судя по ассортименту, тема старого Иркутска излюбленная. А недавний конфуз здесь хорошо помнят.

Похожая история и тоже с Андреем Жилиным несколько лет назад случилась и у фотографа Александра Князева. В одном из художественных магазинов он увидел живописную работу, очень напоминающую его снимок. "Я понял, что автор этой живописи взял мою открытку, затолкал в проектор. По проекции написал свою работу. Иначе невозможно было бы добиться такого идеального совпадения контуров и форматов", - говорит Александр Князев, фотохудожник.

Обращение в суд тогда результатов не принесло. Одно судебное заседание, но решение так и не вынесли. "Члены союза сейчас в современном процессе совершенно не застрахованы, что с кем-то из них не случится такая же ситуация. Здесь вопрос выходит уже не межличностных отношений и не внутренней авторской совести. Если бы в законодательном порядке за плагиат в чистом виде привлекали бы к ответственности, этот вопрос был бы снят из поля напряжения эмоционального", - считает Наталья Сысоева, председатель Союза художников России в Иркутской области.

Пока же стать жертвой любителей легким способом множить произведения искусства может любой художник. Качество печатной и копировальной техники растет. Несколько секунд… и репинская "Нищая" есть не только в Иркутском областном музее имени Сукачева. А если следовать логике современных подражателей, то и свой автограф под таким твореньем поставить не грех.

Потомки же Лебединского надеются через суд все-таки внести ясность в вопрос: где заканчиваются эксперименты в творчестве и начинается откровенный плагиат?