НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ

00:00, 25 мая 2001 г.

В Иркутске возможно будут строить экранопланы. С такой идеей в столицу Восточной Сибири приехали авторы проекта этого летательного аппарата.

С первого взгляда это воздушное судно напоминает самолет. Многие его так и называли на выставке "Стройиндустрия" в Сибэкспоцентре. Здесь на одном из стендов и представлен новый летательный аппарат. Экраноплан второго поколения НВА. Наземно-воздушная амфибия. Такое транспортное средство движется на малых высотах над водой или землей. В нашей стране работу над экранопланами начинал еще в 60-х годах в Нижнем Новгороде Ростислав Алексеев. А сейчас в Иркутске о новой модели экраноплана рассказывает ученик Алексеева конструктор Валентин Назаров. Он говорит, что на строительную выставку авторы проекта приехали не случайно. Стройиндустрия не может развиваться без развития транспорта.

Экраноплан - прочная машина. На большой скорости он может сесть на 3-х метровую волну и выдержать ударную нагрузку. Не заменим в полярных условиях. Тяжелые грузы на Север воздушное судно может поставлять без помощи ледокола. Он полетит надо льдом на высоте нескольких метров. У экраноплана нет колес и шасси как такового. Он способен останавливаться в воздухе и висеть на воздушной подушке. Контактные устройства для посадки и взлета называются "скеги".

Точно такую машину, возможно, будут производить в Иркутске. Авторы проекта хотят предложить администрации купить опытное производство. Здесь Валентин Назаров намерен разместить конструкторское бюро. Разработчики проекта знают о возможностях Иркутского авиазавода и говорят о том, что на ИАПО без труда смогут производить 250-ти тонную машину. Ремонтной базой может стать 403-й завод. Переговоры о таких перспективах еще предстоят. Разработка моделей экраноплана запатентована. Это защищает от плагиата, особенно азиатского, говорит Назаров. Параллельно авторы ведут оценку интеллектуальной собственности. Один из патентов оценен официальным институтом по оценке собственности в 960 миллионов долларов. Такова стоимость идеи. Валентин Назаров говорит, что пальма первенства создания экранопланов должна остаться за Россией. В нашей стране экранопланы строятся по нормам прочности судостроительной промышленности. О русских говорят: " с помощью этих машин они доказали, что корабли умеют летать." И опровергли поговорку - рожденный ползать, летать не может.