Законопроект, который лишает мэров городов и районов права избираться в депутаты Законодательных собраний, рассмотрит на этой неделе Государственная Дума России. В парламенте Иркутской области сейчас пять глав муниципальных образований. Их депутатские полномочия не противоречат сегодня федеральному и областному законодательству.
Закон о запрете мэрам городов и районов совмещать свои полномочия с депутатскими Госдума будет рассматривать уже во втором чтении. Федеральный парламент продолжает наступление на региональную и местную исполнительную власть. Достаточно вспомнить, что на прошлой неделе принят закон, который ограничивает права губернаторов. Они вправе избираться на этот пост не более двух раз. Теперь очередь за утверждением конституционного разграничения исполнительной и законодательной ветвей власти на местном уровне. Сторонники принятия закона, по их словам, ратуют за конструктивный, независимый диалог региональных администраций с депутатами Законодательных собраний. С этой точки зрения совмещение функций мэра и парламентария недопустимо. "Потому, что тогда идет прямое связывание одной ветви власти и другой. Ни к чему хорошему это не приводит, и единоначалие все равно не помогает, а только будет гробить дальше местное самоуправление", - считает заместитель председателя Государственной Думы РФ Ирина Хакамада.
Сейчас в Законодательном собрании Иркутской области 5 депутатов-мэров. Они представляют город Иркутск, Иркутский, Братский, Казаченско-Ленский и Тулунский районы. 3 из этих муниципальных образований - дотационные. По крайней мере, трое парламентариев, представляющих в Госдуме Приангарье, видят в этом угрозу законотворческой независимости. Депутат Государственной Думы РФ Юрий Тэн уверен, что главы администраций наиболее зависимы от областной администрации, от губернатора и администрации. Но самое главное, - продолжает мысль депутат Государственной Думы РФ, член фракции "Союз правых сил" Юрий Курин, - что они не являются достаточно принципиальными и объективными. Будучи, прежде всего, зависимыми от областной власти, они, как правило, действуют заодно с областной властью. Виталий Шуба, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогом Государственной Думы РФ считает, что конституционный принцип разделения властей должен быть.
Сами мэры-депутаты не склонны считать вертикальную субординацию исполнительной власти помехой для парламентской независимости. Глава Иркутского района и депутат Законодательного собрания Сергей Зубарев, напротив, считает, что знание проблем своей территории помогает ему при законотворчестве отстаивать интересы населения. Вверенный Зубареву район за несколько лет сократил дотационные поступления с 60-ти до 20-ти процентов. И это, по словам мэра, не потому, что он лоялен к областной администрации.
Так или иначе, по мнению некоторых депутатов Госдумы, закон о разделении на местном уровне ветвей власти наберет в федеральном парламенте большинство голосов. В третьем чтении он может быть принят до конца нынешней сессии. То есть, до 12 июня.
После вступления закона в силу, возможны два пути его реализации. Либо мэры-депутаты остаются в региональных парламентах до конца срока, либо Законодательным собраниям будут поставлены жесткие условия: в кратчайший срок привести местные законы в соответствие с федеральным. Тогда мэры сложат с себя депутатские полномочия, а для заполнения вакантных мест будут назначены довыборы.
Впрочем, радикальные формулировки, как правило, не находят поддержки в Госдуме. К тому же закон, если он будет принят в нижней палате, должен пройти через утверждение в Совете Федерации. Многие его члены - действующие губернаторы. А они понимают, что изгнание мэров из законодательных собраний, - это шаг против глав регионов.