Часовых дел мастер, представитель редкой профессии Валентин Мандро уверен: у механических часов есть душа. И незавидная судьба: из необходимой когда-то вещи они становятся раритетом, уступая место современным технологиям. Кстати, не всегда лучшим. Об этом и не только он съемочной группе программы "Новости".
Рабочее утро часовщика Валентина Мандро начинается здесь, в залах музея часов Ангарска. Ему знаком каждый экспонат. Например, эти немецкие ходики мелодично напоминают о себе каждые 15 минут. Все механизмы - а их больше тысячи - исправны. Можете проверить, разрешает мастер. За их состоянием он тщательно следит: подводит, чистит и смазывает. Хотя иногда восстановить особо почтенные экземпляры бывает нелегко. "Для того чтобы их восстановить на ход, приходится даже изготавливать некоторые детали вручную. У нас техники никакой здесь нет, всё напильничком", - говорит Валентин Мандро, часовой мастер.
Глядя на то, как ловко Валентин Борисович подводит механизмы, и не подумаешь, что основное дело его жизни с часами не связано. Почти полвека он работал химиком-технологом на ангарском комбинате. Необычным хобби мужчина увлёкся в середине 60-х, когда познакомился с основателем музея Павлом Курдюковым. От него перенял навыки. Интересное увлечение переросло в ответственную должность уже позже, после смерти Курдюкова. С 90-х годов Валентин Мандро - главный хранитель времени ангарского музея. Хода времени, а также сопутствующего звука мастер вроде и не замечает. Постоянное тиканье и ритмичный бой не выводят часовщика из равновесия. Говорит, что особо дороги ему экспонаты, над которым пришлось изрядно потрудиться. Ведь иногда часы тоже болеют. "У многих часов в корпусах появляются жучки, которые едят дерево. Они потом точат всякие ходы, норки. Их приходится выживать оттуда. А потом все дырочки шпаклевать, реставрировать, замазывать", - рассказал Валентин Мандро.
Современные механизмы, несмотря на прогресс и достижения, уступают своим предшественникам. Новинки изнашиваются за пару десятилетий. А часы с историей служат не один век.