Опасный лед

18:07, 20 марта 2014 г.

С начала этого месяца, когда стало теплеть, автомобили уходят под лед еженедельно. Чаще всего вместе с людьми. Сотрудники МЧС постоянно патрулируют территорию Байкала, раздают рыбакам листовки, но ситуация от этого сильно не меняется. Люди продолжают выезжать на лед в неположенных местах.

Для поисковой спасательной операции нам понадобится особый автомобиль, в комплектации которого существуют необходимые вещи для спасения человеческих жизней, такие как, например, лебедка.

Точка отправления нашего маршрута - паромная переправа в районе МРС. Здесь ледовая дорога до мыса Улятай в несколько сотен метров устелена так называемым нажимом. Это весенний раскол льда, образующий длинную наполненную водой "ванную". Производим замер толщины льда. Результаты говорят за себя сами. "Тридцать пять, а неделю назад было пятьдесят шесть. Еще неделя и льда не будет", - комментируют специалисты.

Едем дальше, попадая в ворота между мысами Тыхтэ и Улятай, мы чуть сами не угодили в водяную ловушку диаметром в десятки метров, которой, по словам спасателей, еще вчера не было. Богат в весеннее время Байкал на сюрпризы.

Сотрудники поисково-спасательного отряда рассказали, что кроме того, что лед по сезону сейчас очень хрупкий, существуют еще характерные разломы байкальского льда. И мало кто знает, что можно угодить в такую, к примеру, ловушку, как хатка, которую продышала себе нерпа.

Хатка нерпы представляет собой конструкцию в виде глубокой полости с нижней стороны льда, и делают это не специально, а для того, чтобы получать необходимое количество кислорода для жизни. Однако провалиться туда можно и при пешей прогулке.

Но мы направляемся к мысам Улан-Хада и Улюрба. Там, где под воду ушел не один автомобиль, сидят, ничего не подозревая, рыбаки. "Я же вот с опытными мужчинами езжу, я же молодой еще, которые не тонут уже много лет. Главное не пить, быть трезвым всегда", - говорит один из рыбаков.

Сухой закон действует не для всех. Есть и такие, кто считает себя подготовленным к любому ЧП. Даже если лед треснет. "Не надо пристегиваться, когда едешь по льду, и держать двери открытыми", - сказал автолюбитель.

Возвращаясь на базу, сотрудники МЧС поделились, что в основном при спасении пострадавшие ведут себя прилично, но есть и такие, кому машина дороже жизни. "Мы же не обязаны спасать твое личное имущество, то есть ты сам, по своей вине заехал. Машина стоит, ты вымок, замерзаешь. Мы забираем тебя на базу, там чай, теплое одеяло", - рассказывает сотрудник сахюртинского подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда.

Только, когда состояние человека не вызывает опасений, спасатели могут приступить к вызволению автомобиля. Хотя всего этого можно избежать изначально. "Желательно, конечно, обратиться к нам, в МЧС, спросить обстановку, можно или нельзя выезжать. Где какие пропары, промоины спросить? Это никогда не помешает, лишних пять минут, зато вся жизнь у вас будет в безопасности", - поясняет Александр Николаев, начальник сахюртинского подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда.

Только с начала этого года под лед ушли более 10 автомобилей, 4 человека погибли. В ходе нашего патрулирования, к счастью, никого вытаскивать из воды не пришлось. Самая "жаркая" пора у спасателей приходится на субботу-воскресенье. К тому же на ближайший уикэнд синоптики обещают солнце над Малым морем и дневные температуры, стремящиеся к нулю.