Дети не должны жить в детских домах. В этом уверены автора проекта модернизации этих учреждений. Иркутская область сегодня как никогда близка к новой форме работы в домах ребенка. Специалисты заведений, где уже начали жить, как дома, сегодня делись опытом с коллегами, которым преобразования еще предстоят.
Этой фотографии уже много лет. Но такой взгляд, потерянный и полный одиночества, можно увидеть и в современных казенных учреждениях. Не во всех. Олег Пальмов - психолог государственного университета Санкт-Петербурга, один из соавторов проекта "Как дома" сегодня выступает перед руководителями и педагогами домов ребенка Иркутской области. На конференцию приехали специалисты из Шелехова, Ангарска, Братска, Иркутска. Большинство - слушатели. Но есть и те, кто делится опытом. Так, два года назад в усольском доме ребенка решили жить по-новому. Для этого в привычной еще с советских времен системе пришлось перекроить многое. На одного взрослого теперь не более шести детей. В группе, как в семье, дети разного возраста. И помещение, и основной персонал не меняется. "Самый главный принцип - это принцип близкого взрослого. Так же, как у домашнего ребенка, есть близкий взрослый мама или папа, так же и по проекту "Как дома" у каждого малыша есть постоянный близкий взрослый, с которым он общается, с которым у него формируются отношения привязанности. И впоследствии такие же отношения и привязанность у него формируются и с приемными родителями", - говорит Елена Почаева, руководитель детского благотворительного фонда "Байкальское солнышко".
Такие преобразования произошли в домах ребенка нескольких городов России. В Иркутской области инициативу отстаивал благотворительный фонд "Байкальское солнышко". Проект питерских психологов получил поддержку министерства здравоохранения, уполномоченного по правам ребенка. Сегодня, кроме Усолья, семейную атмосферу пытаются создать и во втором иркутском доме ребенка. Эксперты говорят: результаты ждать не заставили.
Людмила Истомина, автор и ведущая семинаров по двигательной терапии, г.Санкт –Петербург: Особенно это видно по детям с нарушениями. Те дети, которые лежали в палатах, где одни инвалиды. Стоило их только перевести, где есть педагоги, где есть другие дети, эти дети давали мощный толчок в развитии. Это мы видим по дому ребенку номер один, по второму и по Усолью. Те дети, которые лежали, они за короткий промежуток времени пошли.
Елена Голенецкая, главный педиатр Иркутской области: Мы увидели результаты, которых мы не видели в течение последних 15 лет в этих учреждениях. Естественно, если технология себя оправдывает, она должна внедряться в других учреждениях.
В модернизированных домах ребенка количество усыновленных детей выросло почти вдвое. И еще, небывалый за долгие годы факт: 9 детей с инвалидностью тоже нашли своих маму и папу.