Роскомнадзор вынес на общественное обсуждение концепцию информационной безопасности детей на ближайшие три года. В одном из приложений к документу эксперты предлагают российским музеям демонстрировать откровенные картины и скульптуры с учётом возраста посетителей. Пока это лишь проект, но споры вокруг него уже разгорелись самые жаркие. Стоит ли ограждать детей от взрослого искусства?
Статуя Аполлона Бельведерского, римская копия древнегреческой скульптуры, без преувеличения, жемчужина художественного музея. Горделиво поднятая голова, устремлённый вдаль взгляд. С этого начиналось западноевропейское искусство. С этого же сейчас начинается и знакомство с мировой художественной культурой. С древних времён художники стремились выразить красоту и совершенство человеческого тела. В музее знают: дети с интересом внимают рассказам о шедевре, его смысле и значении в истории. И неважно: изображение ли это обнажённого тела, портрет или пейзаж. Музейщики не понимают, почему классическое искусство вдруг попало под сомнение. В конце экскурсии и мы готовы поручиться: ничего опасного для детской психики не увидели и не услышали. "Детям показывать обнажённое человеческое тело начинать нужно именно в музее. Потому что в музее хранятся действительно лучшие произведения мирового искусства. Это наша традиция, мы воспитываем в людях чувство прекрасного", - говорит Людмила Снытко, ведущий специалист Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва.
Напомним, в 2012 году в России вступил в силу закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Вся информационная продукция стала делиться на возрастные категории до "18+". Но действие документа НЕ распространялось на материалы, имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Теперь же закон может затронуть и их.
В одном из приложений к концепции информационной безопасности детей и подростков, опубликованной на сайте Роскомнадзора в конце прошлого года, эксперты предлагают разработать для музеев "методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки". В Роскомнадзоре по Иркутской области подчёркивают: документ разрабатывали ученые из 20 ведущих российских институтов, и пока концепцию просто вынесли на обсуждение. "Концепция находится в стадии общественного обсуждения, самое главное, это раз. Она подлежит доработке, это два. И конкретные предложения этих авторов никуда не включались для работы госорганов, это три. Я бы хотел сказать и успокоить музейное сообщество: работайте спокойно, всё замечательно и прекрасно на территории Иркутской области", - сказал Сергей Костылов, руководитель управления Роскомнадзора по Иркутской области.
Но если концепцию всё-таки примут, возрастная маркировка появится у всех античных статуй. Под запретом для российских детей окажутся "Венера Милосская", "Три грации" Рафаэля, "Рождение Венеры" Боттичелли. До 18 вряд ли удастся увидеть кустодиевскую "Русскую Венеру" и "Купание". И это только первые мировые шедевры, сразу приходящие на ум. Интересно, что в мире нет музеев с отдельными залами для тех, кому ещё не исполнилось 18. Во флорентийской академии художеств, например, посетители не скрывают, что наибольший интерес у них вызывает "Давид" Микеланджело - пятиметровое изваяние обнажённого юноши, признанное вершиной искусства не только эпохи Возрождения, но и одним из величайших произведений всех времён. Знакомство с такими культурными ценностями не просто желательный, а обязательный этап в развитии личности, уверены психологи. Это важно для осознания ребёнком своей половой принадлежности и формирования здоровых интересов. "Философское назначение самого произведения даёт ребёнку развитие не только половой идентичности, но и развитие нормального здорового психического функционирования ребёнка. Любой ребёнок в определённом возрасте проявляет интерес, и он не должен быть подвергнут запрету, репрессии, поскольку это нарушит ход его развития, приведёт к извращениям, к отклонениям", - поясняет Нелли Белобородова, детский психолог.
Без так называемых "откровенных" произведений искусства невозможно представить себе и обучение в художественной школе. Признанные шедевры нельзя делить на "взрослые" и общедоступные, уверены преподаватели. Искусство формирует художественный вкус, учит чувствовать мир и выражать себя. "Красивое женское тело, тем более в искусстве, оно, наоборот, должно одухотворять человека, показывать, какой человек совершенный. Вот эта работа - это методическое пособие для обучения детей законам живописи, законам рисунка на античных образцах", - считает Лина Ермонтович, директор школы творчества.
Концепцию сейчас обсуждают в СМИ и на множестве форумов. Такое внимание для учреждений культуры - редкость. Может, это предложение - специальный ход, чтобы заманить молодёжь в музей, гадают искусствоведы. Ведь запретное всегда самое интересное. Правда, смущает один момент: в том самом шестом приложении к концепции пунктом выше в планах на ближайшие два года значится: подготовка и издание объёмной монографии "Осторожно, искусство!".