Каждый день движение в Иркутске настолько замедляется, что для многих стало нормой добираться до работы, учебы или просто по делам час, а то и два. И то же самое происходит в час-пик по вечерам. Один из популярных интернет-ресурсов оценивает ежедневную загруженность города в четыре-пять баллов из десяти возможных. А в четверг и пятницу в восемь-девять. Почему стоим?
Иркутянка Юлия 2,5 года возила сына Германа на рисование и уроки развития в Дом пионеров. Ехать приходилось с 1-й Советской до Желябова. Но с нового года от занятий пришлось отказаться. "Мы отказались, потому что невозможные пробки, мы постоянно едем туда, обратно, у нас час времени минимум уходит. Карла Либкнехта вся стоит, потом центр весь стоит, поэтому до нового года мы доходили и решили все оставить", - объясняет Юлия Дульдиер, иркутянка.
Но что делать тем, кому отказаться от поездок нельзя? Этот плакат появился на Звенигородском шоссе в Москве больше года назад. На водителей с укором смотрит годовалый мальчик. Он умер, потому что скорой, на которой везли ребенка в больницу, не уступили дорогу. Такая ситуация в России не редкость. И Иркутск не исключение.
Водитель Игорь Буянов за рулем машины скорой помощи более 20 лет. Если на дороге пробка, говорит он, это значит, ты связан по рукам. "Если автоавария какая-то на дороге, они практически разъехаться не могут, и деваться некуда, некуда уйти, ни влево, ни вправо. Получается, сирена ничего не дает, потому что машины сами никуда уйти не могут", - говорит Игорь Буянов, водитель машины скорой помощи.
Ежедневно в диспетчерскую поступает до тысячи звонков. Каждому присваивается степень срочности. Около 50 бригад скорой помощи курсируют по Иркутску. В критических случаях водители включают сигнал сирены и проблесковые маячки. "Я бы просил всех участников дорожного движения пропускать нас, машины скорой медицинской помощи, тем более, когда они включают проблесковые маячки и сирену, это бывает очень редко, если вы обратите внимание, мы включаем это очень редко, значит нам очень надо", - сказал Андрей Ворожба, главный врач станции скорой медицинской помощи г.Иркутска.
Центральная часть областного центра загружена практически в течение всего дня. Как сообщает один из информационных порталов, если сложить все время, которое теряют в пробках все водители Иркутска за один будний день, получится около 10 лет.
Передвигаться по городу с учетом пробок вошло у иркутян уже в привычку. В часы пик областной центр буквально обездвижен. Порою кажется, что добраться пешком было бы быстрей. Но откажутся ли автомобилисты от комфорта - большой вопрос, тем более, когда на улице стоят такие морозы.
- Чтобы доехать, допустим, до Центрального рынка от 6-й Советской, то минут 15-20 бывает, иногда дольше.
- А в обычное время?
- Минут пять, не больше.
- Это вопрос актуальный, очень надоели пробки, и пробки, в основном, в утренние и вечерние часы, где-то с 4 до 6-7 вечера и утром с 7 до 10.
- Есть люди - лихачи, которые очень спешат и которым нужно втиснуться, обогнать, и это создает вот эту нервозность.
Об этом же говорят и сотрудники ГИБДД. Вежливости иркутским водителям не хватает. Называют и другие причины пробок в областном центре. С каждым годом количество транспорта растет, много людей из района ежедневно приезжают в Иркутск на работу. Город, планировка которого сложилась полтора века назад, такие объемы не выдерживает. Парковка с нарушениями и в целом несоблюдение правил дорожного движения - еще один больной вопрос. "Такое правило дорожного движения как "запрещен выезд на перекресток, если за ним образовался затор" у нас никто не соблюдает. Водители думают, что они проскочат, выезжают на перекресток, затем загорается запрещающий сигнал светофора, они стоят, т.е. парализуется соседняя улица, которая, в принципе, могла бы спокойно разгружаться", - говорит Андрей Кабанов, старший инспектор по пропаганде ОГИБДД г.Иркутска.
В администрации Иркутска есть несколько проектов, которые могут изменить ситуацию. В этом году планируют расширить наиболее проблемные перекрестки улиц: Карла Либкнехта и 1-я Советская, Сеченова и Академическая, Лермонтова и Улан-Баторская. Возможно, ограничат въезд тяжеловесного транспорта днем в город, а также установят интеллектуальный режим для работы некоторых светофоров. "Экспериментом будет улица Ленина, где будет задействовано пять светофорных объектов, которые будут работать в интеллектуальном режиме и при увеличении или понижении потока транспорта будут, соответственно, выбирать время для работы зеленых и красных сигналов светофора", - пояснил Павел Русецкий, начальник департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации г.Иркутска.
Существует проект по удлинению Маратовского кольца. Въезд со стороны Рабочей может стать аналогичным с въездом со стороны Рабочего Штаба. Водители будут уходить направо и только потом попадать на кольцо. А улицы Сурнова и Рабочего Штаба по схеме и вовсе односторонние. Но пока это только планы и проекты. Эффективность этих задумок прока проверяют специалисты. А пока, выезжая по делам или на работу, всегда имейте в запасе дополнительные 30 минут.