Научить, поддержать и полюбить
В октябре в Иркутске прошел семинар, на котором обсуждали вопросы сопровождения жизни детей с нарушениями развития. Лекции немецкого специалиста с 30-летним стажем Клауса Альмеунга слушали специалисты министерства соцзащиты, сотрудники специализированных интернатов и центров как государственных, так и частных. Пришли к выводу, что без диалога между властью и семьей добиться желаемых результатов вряд ли получится.
Со своим 8-летним сыном Ольга Емельянова проводит все свободное время. Она ему и лучший друг, и врач, и педагог. У Миши умственная отсталость. Когда он родился, маме никто не объяснял, как правильно ухаживать за таким ребенком, как себя с ним вести и главное - как готовить его к самостоятельной жизни. Со своей проблемой женщина осталась один на один. "Пока был маленький, в детский сад не брали, так как он сам себя не обслуживает. Постарше стал - в школу также не брали, только интернат для детей с умственной отсталостью. Я не хочу отдавать туда своего ребенка! Ребенок должен быть в семье, с мамой и папой! У нас не такие интернаты, куда родители хотят отдавать своего ребенка", - говорит Ольга Емельянова.
Случайно Ольга узнала о "Прибайкальском талисмане" - организации, где не боятся сложностей и не показывают пальцем на таких, как Миша. Сегодня тут 20 воспитанников от 7 до 18 лет. Адаптационно-педагогический центр для детей с умственными ограничениями создали сами родители. Они же переквалифицировались в учителей: преподают школьные предметы, занимаются творчеством, учат помогать по хозяйству и даже овладевают уникальными методиками.
Чего только стоит хирофонетика - специальный массаж, который помогает активировать или восстановить речь. Этот метод эффективен при работе с детьми с аутизмом, эпилепсией, синдромом Дауна и ДЦП. Во время лечения логопед произносит звук и делает на теле движения, подобные форме прохождения воздушной струи в гортани. При этом ребенок не только слышит звук, но и воспринимает его всем телом. Например, звук "э" помогает сконцентрироваться в себе, "о" дает тепло, "с" выводит токсины из организма, а в сочетании со звуком "и" помогает выработать правильное дыхание.
Лариса Белеева - одна из 4-х российских специалистов, которая владеет методом хирофонетики. Хоть она и называет себя начинающим доктором, первый результат уже есть. После такого массажа один из воспитанников центра заговорил. "Опять же, все зависит от раннего вмешательства. Если ребенку 15 лет, то с ним уже сложно работать. У него уже все закостеневшее. Тот же язык, он ведь мышца, он должен уметь работать", - поясняет логопед Лариса Белеева.
Кстати, помочь заговорить собственной дочери Лариса не смогла. Упустили время. Именно поэтому начинать работу с особенными детьми нужно как можно раньше, говорит немец Клаус Амельунг. Он референт организации "Лебенсхильфе", что переводится как "пожизненная помощь". Ее цель - делать все для того, чтобы люди с ограниченными возможностями с рождения до старости вели полноценную жизнь и получали максимальную поддержку от государства и общества. В Иркутске Клаус прочитал курс лекций, посетил учреждения, созданные общественными организациями. " В России сформирован дефектологический подход к инвалидам. Человек квалифицируется по степени инвалидности. То есть общество изначально оценивает, насколько он "некачественный" и чего он НЕ может. Я считаю, нужно наоборот, смотреть, что он МОЖЕТ. Каждый ребенок имеет способности и таланты. Нужно просто их развивать", - сказал Клаус Амельунг.
"50 лет назад в Германии все было точно так же, как сегодня в России", - продолжает херр Амельунг. Проблемы инвалидов касались исключительно их семей. Родители создавали точно такие же общины и могли рассчитывать только на себя. Но потом по стране прокатилась волна протестов, и государство было вынуждено пойти навстречу. Сегодня абсолютно все подобные немецкие организации получают поддержку правительства. С самого рождения каждого инвалида сопровождает педагог, он же оказывает психологическую помощь родителям. Затем этот ребенок априори получает место в детском саду: либо в специализированном, либо в "смешанном", который посещают и здоровые дети. То же самое и со школой. А после обязательное трудоустройство или жизнь в социальном поселении, где инвалид может не только реализовать себя в профессии, но и полноценно общаться.
"У нас ситуация получается с ног на голову. У нас не поддерживают ту семью, в которой родился ребенок-инвалид. Предлагают, чтобы семья отказалась от него, отдав в госучреждение. А потом на фоне подписанной конвенции о правах инвалидов мы говорим о том, что у нас не должно быть таких интернатов, что дети должны оставаться в семьях. Так, нужно изначально поддержать семью, в которой родился ребенок с проблемой. И тогда у нас все будут счастливы: и родители, и дети, и государство в конечном итоге", - считает Татьяна Кокина, председатель адаптационно-педагогического центра "Прибайкальский талисман".
С января 2014 года в России вступает в силу новый закон о социальном обеспечении. В нем будет прописано, что некоммерческие организации имеют право на финансовую поддержку государства. Это лишь начало диалога власти и общественников. Но то, что стороны услышали друг друга, уже хорошо.