Уроки доброты
Что чувствует человек, который не имеет возможности видеть окружающий мир? Или слышать его звуки? Или побежать навстречу близкому человеку? Иркутянка Юлиана Терехова разработала авторскую программу, с которой выступает перед различными аудиториями. Показывает и рассказывает о том, как живется людям, чьи возможности называют ограниченными. Среди слушателей лекций были даже депутаты Государственной Думы России. Накануне собственным опытом психолог делилась с иркутскими школьниками.
Достаточно обширный реквизит сегодня будет служить наглядным пособием на уроке. В обычной жизни для Юлианы Тереховой это незаменимые вещи. Она инвалид первой группы. Остаточное зрение - пять процентов. Почти слепая женщина хочет, чтобы эти подростки научились видеть больше: как живут инвалиды среди обычных людей, как приспосабливаются к непростым условиям колясочники, глухие и слабослышашие, в общем, все те, кого называют людьми с ограниченными возможностями. Вот, например, трость, без которой слепой человек не мыслит выйти на улицу. "Это такой щуп. Это продолжение руки слепого. Дорога незнакомая, большая, эти движения совершаются почаще. Человек более подробно ощупывает тот путь, по которому он идет", - говорит Юлиана Терехова, психолог-реабилитолог.
Еще есть говорящие часы, весы, компасы, которые тоже предназначены для слабовидящих. Все данные произносит вслух компьютер. По этому же принципу работает и звуковой определитель номинала денежных купюр. Для слепых непростое дело даже налить чашку чая. Чтобы кипяток не перелился за края, необходим индикатор наполняемости.
С подобными уроками Юлиана уже 15 лет выступает перед разными аудиториями. В основном студенческими и школьными. Здесь, в 30-й, на предложение Тереховой руководство откликнулось с пониманием. Среди учащихся 26 детей с ограниченными возможностями. "Вы же понимаете, что нельзя ребенка с ограниченными возможностями просто так извлечь из его среды и поместить в обычную социальную среду. Успешная социализация ребенка - это более важно, чем получение знаний. Чтобы ребенку было комфортно в этой детской среде находиться, необходимо подготовить ребятишек, для которых проблемы больных детей чужие", - считает Татьяна Шобогоева, замдиректора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №30, г.Иркутск.
Встретить инвалида на улице или в транспорте доводится нечасто, говорит Юлиана. Но дело не в том, что таких людей мало. Просто инфраструктура большинства российских городов не позволяет инвалидам комфортно чувствовать себя. Некоторые не выходят из квартир годами! Почему?
Вот обычный пандус в подземном переходе. Можно ли по нему спуститься на инвалидной коляске? По ГОСТам угол наклона должен быть 8 градусов. У иркутских пандусов он 45.
А это пешеходный переход со сквера Кирова на автобусную остановку. Заметьте, с одной стороны бордюр прерывается, колясочник беспрепятственно попадет на "зебру", но вот выехать с дороги на пешеходную дорожку... Об этом люди со здоровыми ногами не подумали.
Спуск по лестнице для незрячего человека - настоящая проблема. Хотя решается она банкой краски. Белого или желтого цвета. Если бы покрасить края ступенек, слабовидящий смог ориентироваться по этим полоскам. Но, увы. Собственно, все это и делает ВОЗМОЖНОСТИ людей ОГРАНИЧЕННЫМИ.
"Большая часть проблем инвалидов лежит в неинформированности большого количества обычных людей, обывателей, чиновников, депутатов. Поэтому неизвестны их нужды, неизвестны их потребности, неизвестны их возможности", - говорит Юлиана Терехова.
Анна Рыбаковская, ученица МОУ СОШ №30, г.Иркутск: Я даже не знала, если честно, для чего пандусы и подобные вещи. Даже не обращала внимания.
Анастасия Дегтярева, ученица МОУ СОШ №30, г.Иркутск: Раньше я училась в лицее, и у нас был переход на "Политехе", и там был пандус, с которого дети съезжали, как с горки. И порой задумывались, как же инвалидам подниматься по подобным сооружениям?
Подобные лекции Юлиана намерена проводить и дальше. Только в 30-й школе до конца учебного года запланировано еще несколько встреч. Посещение строго добровольное. Ведь только по доброй воле, возможно, кто-то из сегодняшних школьников захочет расширить круг возможностей таких людей.