Инклюзивное образование
Сентябрь - месяц осенних букетов и школьных забот. А в этом году еще и изменений в системе образования. С 1 сентября в России вступил в действие новый закон. Теперь возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена юридически. В стране заговорили об инклюзии, то есть включении детей-инвалидов в обычный образовательный процесс. Насколько это возможно в современных условиях и подготовлено ли общество к подобным переменам - в нашем материале.
Лада Зюзюн - мама особого ребенка. Рассказывает, что Даша не такая, как другие дети, поняла сразу, с рождения. Врачи не видели этого до полутора лет. "Начали свое образование дома. То есть Даша достаточно сложная девочка. У нее преобладают аутичные черты резко выраженные, что мешает и жить, и учиться. И на данный момент в государственной системе образования не создано условий для таких детей. И все делается только за счет сил и средств семей", - говорит Лада Зюзюн.
С садиком повезло: приняли в частное учреждение. "И то это было исключение. То есть 99 процентов частных садиков тоже такого ребенка не возьмут. То есть это был такой исключительный человек, который взялся за этого ребенка, ребенок был не один в коллективе, причем со здоровыми детьми. То есть это такая исключительная ситуация абсолютно", - рассказала Лада Зюзюн.
А потом пришли в "Семейную усадьбу". Здесь Даша получает общение со сверстниками, учится учиться: сидеть на уроке, взаимодействовать с педагогами. "Семейная усадьба" - некоммерческая организация. Создавалась 18 лет назад целиком на средства родителей, которые столкнулись с тем, что для детей-инвалидов не предлагают никаких вариантов обучения и развития вне специализированных интернатов. "Чтобы дети такие не осели дома, чтобы дети могли получить какие-то знания, чтобы они могли социализироваться в жизни, в общем-то, для любого ребенка должна быть школа. Не как получение цензовых знаний даже, а как получения социальных навыков, умений, повышение вот этой социальной компетентности. И была создана организация, чтобы дети не сидели дома", - говорит Серафима Мельник, председатель общественной организации инвалидов "Семейная усадьба".
В "Семейной усадьбе" ребята проводят весь день, с ними работают педагоги-дефектологи. Они говорят: инклюзия возможна только со специалистом. Нельзя посадить особого ребенка в обычный класс к обычному педагогу, даже если и учитель, и ученики будут настроены максимально доброжелательно. Таких детей нужно учить общению, просто подойти и поздороваться или попросить какую-то вещь. Понимают это и власти. Педагогов уже готовят. Появятся в Приангарье и специальные сопровождающие - дьюторы. "Институт дьюторов, которые бы могли обеспечить успешное вхождение ребенка в образовательный процесс, в Иркутской области формируется. Ведется обучение. Только за последние полгода 38 дьюторов прошли подготовку. Но эта практика существует тогда, когда в целом школа специализируется на инклюзивном образовании, и это те люди, которые оказывают психологическое сопровождение при подготовке к занятиям, к урокам и так далее", - поясняет Елена Осипова, замминистра образования Иркутской области.
Работу по программе "Доступная среда" начали еще два года назад. В нескольких школах области опыт инклюзивного образования уже есть: в Зиме, Ангарске, Шелехове, Усть-Куте, Слюдянке. Многие учреждения идут к этому постепенно, начинают со специальных уроков доброты, с праздников для особых детей. Например, на прошлый Новый год ученики "Семейной усадьбы" ходили в гости в 63-ю школу. А весной с детьми с синдромом Дауна несколько раз встречались школьники-вальдорфцы. Вместе рисовали, общались, играли. Впечатления от тех встреч остались только хорошие. Такие мероприятия помогают всем: особые дети получают возможность общаться и развиваться, а школьники учатся сочувствию, понимаю, толерантности. "Дети же живут не в оболочке. Дети живут в открытом мире, который сейчас настолько разный, и они должны знать, что есть дети, есть люди, которые выглядят, наверное, немножко по-другому, говорят по-другому, и эмоции у них другие, но они должны уметь их воспринимать", - сказала Наталья Иваненко, классный учитель 6 класса Вальдорфской школы г.Иркутска.
И пусть это первые, пока робкие шаги по направлению к инклюзивному образованию, начало положено.