Иркутск проверили на доступность

16:21, 26 августа 2013 г.

Доступная городская среда для инвалидов. Какой она должна быть? Маломобильным людям нужны удобные пандусы, причем как на улицах, так и внутри зданий. Не помешают также широкие дверные проёмы, просторные лифты. Для слепых и слабовидящих людей важны специальные звуковые сигналы, читаемая разметка. В областном центре регулярно проходят заседания, на которых решают эти вопросы. Есть ли результат? Узнаем в следующем материале.

Свободная и неспешная прогулка по центру Иркутска. Для инвалидов-колясочников задача сложная. Не на всех тротуарах есть пандусы. Приходится проявлять чудеса изобретательности и находить объездные пути. Может, поэтому не так уж и часто на улицах города можно встретить маломобильных людей. Безопасно они могут передвигаться только с посторонней помощью. Одно из практически непреодолимых препятствий - общественный транспорт. Низкопольные автобусы в Иркутске есть, но не всегда водители готовы помочь инвалидам подняться в салон. Вот и приходится последним избегать поездок по городским маршрутам. "Миллиметровыми шагами мы, может, идём вперед. Но пока доступности нет. Без своего транспорта передвигаться невозможно по городу. Я доезжаю до какого-то места, выхожу из машины и дальше приходится обращаться, просить людей, чтобы помогли забраться на бордюр, на лестницу", - сетует Евгений Чумаков, иркутянин.

Больше всего пандусов можно встретить в центре города. Правда, не все они удобны для колясочников. Некоторые слишком крутые. А какими должны быть по нормативам? Обратимся к утверждённым стандартам. "Они должны быть от восьми до десяти градусов наклона. Допускается такой перепад. Должны быть нормативные поручни. Обязательно должны быть высотой от 70 до 90 см. Обязательно с обоих концов должны быть вытянутые на 30 см и загнутые трубкой, чтобы инвалид не поранился", - сообщил Антон Ставров, референт Иркутской областной общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".

Обустраивать уже существующие тротуары сложно. Поэтому решено дальнейшее проектирование и реконструкцию дорог проводить с учётом возможностей маломобильных граждан. Появятся пандусы на остановках общественного транспорта, на перекрестках и пешеходных переходах. Специальная звуковая сигнализация - так слабовидящие пешеходы понимают, что пора переходить. В Иркутске издают предупреждающие сигналы более 30 устройств. А там, где специальных светофоров нет, в помощь слепым их правила дорожного движения. Достаточно поднять белую трость на "зебре", и водители обязаны пропустить. "Процентов 90 водителей пропускают. Но есть такие лихачи, которые даже и не думают. Несколько раз даже по трости ездили. А так проблем нет по городу, если его хорошо знаешь и нет сильной боязни", - говорит иркутянин Александр Ларионов.

В Иркутской области проживают около 8 тысяч инвалидов по зрению. Главный ориентир для их безопасности - звуковой сигнал светофора. Подобные устройства есть в крупных городах области, а также в Черемхово, Свирске и Тайшете. "Пока что стараются охватить те места, где наибольшая проходимость людей. Это торговые центры, в основном, центральная часть города. Плюс базовые объекты в спальных районах. Это рынки - Синюшина гора, Ленинский район. В принципе, количество светофоров если не сказать оптимально, но уже достаточно", - сказал Евгений Широков, заместитель председателя Иркутской региональной организации "Всероссийское общество слепых".

Оборудовать пандусы, установить знаки и нанести разметку должны и коммерческие организации. Это часто посещаемые банки, аптеки, торговые места. Предписания выдают муниципальные власти.