Дети-инвалиды в одном классе с обычными школьниками. Для России такая ситуация пока не правило, а исключение. Но уже скоро все должно измениться. По новому закону об образовании, который вступил в действие с начала сентября, обучение гарантируется всем детям, независимо от ограничений по здоровью. Что подразумевает инклюзивное образование?
Эти шестиклассники с детьми-инвалидами встречались не раз. В прошлом году проводили для особенных ребятишек специальные праздники. Вместе рисовали, общались, играли. Впечатления от тех встреч остались только хорошие. "С ними весело было проводить время, разговаривать о чем-то: о картинах, о том, как мы на флейтах играем. Когда была вторая встреча, мы делали как бы игровую площадку. То есть вот у нас был большой лист, мы там из бумаги делали разные качели, песочницы – украшения, в общем", - рассказывают дети.
Такие встречи помогают всем: особые дети получают возможность общаться и развиваться, что особенно необходимо в их ситуации, а школьники учатся сочувствию, понимаю, толерантности. "Дети же живут не в оболочке. Дети живут в открытом мире, который сейчас настолько разный, и они должны знать, что есть дети, есть люди, которые выглядят, наверное, немножко по-другому, говорят по-другому, и эмоции у них другие, но они должны уметь их воспринимать", - считает Наталья Иваненко, классный учитель 6 класса Вальдорфской школы г.Иркутска.
По новому закону дети с ограниченными возможностями имеют право получить образование на дому, в специализированном учреждении или в обычной школе. Такое совместное обучение называется инклюзивным. Правда, просто посадить ребенка-инвалида в класс к здоровым детям не получится. Нужно и педагогов специально готовить, и помещения. "Для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо, например, изменить ширину входов, обеспечить, чтобы были в образовательных учреждениях пандусы, чтобы были специализированные столы. Для детей с нарушениями слуха было приобретено специализированное оборудование и так далее", - говорит Елена Осипова, заместитель министра образования Иркутской области.
Работу по программе "Доступная среда" начали еще два года назад. Пока в области только несколько пилотных школ решились на совместное обучение: в Зиме, Ангарске, Усть-Куте, Слюдянке. Опыт будут передавать другим, чтобы уже через три года любому ребенку-инвалиду обеспечить его законное право на полноценное образование.