Классы, где большинство учеников - иностранцы. Мигрантов из ближнего зарубежья в Иркутске с каждым годом становится все больше. Их дети наравне с коренными иркутянами садятся за парты. В чем особенность преподавания в таких коллективах, узнаете в нашем материале.
Этим второклассникам каждый день разговаривать, читать, писать и думать нужно только на иностранном наречии - русском языке. Сейчас, например, идет самый обычный урок чтения. В помощь бессмертная классика. Знакомый с детства отрывок из пушкинской поэмы дается легко не всем. Иркутян в этом кабинете всего несколько человек. Остальные - приезжие. Педагоги рассказывают: задачи создать класс для иммигрантов не было. Просто родители год назад пришли записывать детей перед самым началом учебного года, а некоторые в сентябре. Пришлось создавать дополнительную букву в параллели. Под литерой "Д" оказались бывшие жители Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
Дилшод приехал из Самарканда. Разговаривает и на родном узбекском, и на русском языках. В изучении последнего помогают народные сказки. "Мама мне принесла сказки о Колобке, Золушке. Когда мне было пять лет, папа принёс мне азбуку и книги читал", - рассказал Дилшод Хасанов, ученик МОУ СОШ номер 9 г.Иркутска.
Многие дети не ходили в сад, да и общались в основном со своими земляками. Отсюда полное непонимание русского языка и, соответственно, порядков, обычаев и правил. Но жить-то приходится в России!
Наталья Власова, классный руководитель, занимается с этими детьми уже второй год. Вспоминает первые уроки как самые тяжелые. Со многими объяснялась только жестами. "Вот только семеро читающих могли общаться со мной. Остальные только смотрели и слушали. Первый год был очень сложный, только к концу года они стали мне доверять и что-то со мной обсуждать. Потому что уроки у нас проходили так: вопросы задавала я и сама же на них отвечала", - говорит Наталья Власова, педагог начальных классов.
Волна миграции, которая накрыла Иркутск около пяти лет назад, отразилась и на учебном процессе. Практически в каждом классе по несколько зарубежных гостей. Больше всего их в начальной школе. До девяти человек в одном учебном коллективе. Новоприбывших мигрантов администрация учебных заведений старается распределить равномерно по всей параллели. Директор школы Антонина Семенюк рассказывает, педагоги прошли специальную подготовку при академии образования. Изучили курс "русский язык как иностранный". Со многими учениками работают индивидуально. "Есть выпускница, которая на ЕГЭ по русскому языку набрала хорошее количество баллов, более 70. Это показатель очень хороших знаний, которые она получила, обучаясь 11 лет в школе", - сообщила Антонина Семенюк, директор МОУ СОШ номер 9 г.Иркутска.
Работу с иностранными учениками в школе планируют проводить более интенсивно. Так, сейчас прорабатывается вариант создания нулевого класса, чтобы уроженцы других государств адаптировались и привыкали к российским реалиям с самого раннего возраста.