МАКС-2013: Як-130 и Су-30 СМ иркутского авиазавода представили на авиашоу
Побил рекорды. За неделю Международный космический авиасалон МАКС посетили более 400 тысяч человек. Самым ожидаемым для большинства посетителей стало традиционное авиашоу.
Открыли летную программу авиационные группы высшего пилотажа "Русские витязи" и "Стрижи". Гордость российской авиации демонстрирует строй "Кубинский бриллиант". В исполинском ромбе 5 тяжелых истребителей Су-27 и 4 легких фронтовых истребителя МиГ-29. От крыла до крыла у самолетов в этом построении всего три метра.
Для 11-го МАКСа Як-130 принарядился. Вместо привычного серого машину специального для этого случая выкрасили в свои исторические цвета - красный и белый. Для этого из Иркутска на аэродром летно-испытательного института имени Громова самолет прибыл еще за месяц до официального открытия авиасалона. Однако эта учебно-боевая машина была лишь на разогреве у настоящего хита иркутского авиазавода - истребителя Су-30 СМ.
Знаменитая "бочка" буквально через несколько секунд после взлета. Повторить эти виражи едва ли сможет какой-то другой в мире самолет. Многофункциональный сверхманевренный истребитель - это усовершенствованный Су-30 МКИ, который всегда поставлялся исключительно за рубеж: Индию, Алжир, Малайзию, Китай. А эта боевая машина будет служить в российских ВВС. Современное оборудование позволяет сопровождать и обстреливать десятки целей одновременно. Двигатели с управляемым вектором тяги делают возможным исполнять маневры на околонулевых скоростях. Боевой и аэродинамический потенциал воздушного судна впечатляет даже самих пилотов. "Это очень радостный момент, очень приятный для летчика, потому что самолет выполняет то, что многие не могут. И с профессиональной точки зрения, это очень здорово, испытываешь радость, гордость за то, что эти самолеты могут. И когда ты имеешь к этому отношение, это тоже очень здорово", - сказал Евгений Аверьянов, летчик-испытатель Су-30СМ.
Из пассажирских лайнеров в летной программе участвовали Сухой Superjet-100, бесшумный Ту-204 СМ, тяжеловесный Ил-76. Однако самые громкие аплодисменты собрал дебютант прошлогоднего МАКСа, зарубежный гость Аэробус А-380 -крупнейший серийный авиалайнер в мире. Эти самолеты выполняют более 140 рейсов в день и перевозят свыше полутора миллионов пассажиров в месяц. Каждые 5 минут в мире взлетает или приземляется один такой аэробус.
Кстати, для самого европейского гиганта авиастроения 11-й МАКС стал своего рода юбилейным. Здесь, в Жуковском, компании торжественно вручили 500 нишу передней стойки шасси, изготавливаемую на иркутском авиазаводе. «Это не только взаимовыгодное сотрудничество, но и освоение целого комплекса новейших технологий. Это получение положительного опыта производства гражданских самолетов по международным стандартам. И, конечно, этот опыт мы используем при производстве самолетов МС-21", - сообщил Александр Вепрев, генеральный директор иркутского авиазавода.
А вот на статической площадке именитая зарубежная компания предложила свой военно-транспортный самолет - аэробус С-295. Как рассказали его представители, этот экспонат подходит и для гражданских целей. Воздушное судно вмещает до 9 тонн груза и способно выполнять взлет и посадку даже на неподготовленных полосах. Сегодня машина находится на вооружении 17 государств.
Попасть внутрь самолета на МАКСе не так-то просто. Большинство лайнеров, в том числе российских, тщательно охраняют. Впрочем, иногда, организаторы делают исключения, позволяя почувствовать себя настоящим пилотом.
Завершили программу полеты самолетов 5-го поколения. Т-50 поднялись впервые в воздух в 2010-м и сразу стали мировой сенсацией. Основные преимущества техники - малая радиолокационная заметность и сверхзвуковая крейсерская скорость. Уже к 2025 году эти машины составят основу фронтовой авиации России.