Заново сдавать экзамены на права придется водителям-иностранцам. Удостоверения, которые они получили у себя на родине, в России будут не действительны. Соответствующий законопроект сейчас активно разрабатывают в Госдуме. Кто сидит за рулём маршруток и городских автобусов в Иркутске и довольны ли их работой горожане?
Иркутск. Остановка "Центральный рынок". Каждый второй водитель маршрутных такси - житель ближнего зарубежья.
- Стаж много, здесь недавно устроился, - говорит Джамшуд Таллибов, водитель автобуса.
- И сколько в Иркутске уже работаете?
- В Иркутске девять год уже, девятый год.
- А где права получали?
- Ну, в Узбекистане.
Разговор с акцентом. Как правило, маршрут такие водители просто заучивают. Но названий улиц и остановок почти не знают. Не говоря уже о правилах дорожного движения и знаках. "Многие из них не знают, элементарно, даже как называются знаки. Были такие водители, которые нарушали правила дорожного движения, и на вопрос, что это за знак, требования которого он нарушил, водитель говорил, что "это туда ехать нельзя" называется знак", - говорит Андрей Кабанов, ст. инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Иркутску.
Это кадры аварии, которая произошла в Подмосковье. КамАЗ, гружённый щебнем, протаранил пассажирский автобус. 18 погибших, десятки пострадавших. За рулем находился гражданин Армении. У мужчины были права, которые он получил у себя на родине. Сколько таких водителей в Иркутске, затрудняются ответить даже в управлении Федеральной миграционной службы. Специалисты поясняют: многие "гости из зарубежья" приезжают как туристы или, якобы, к родственникам. На самом деле - занимаются подработкой. Хотя не имеют соответствующего разрешения. "На пассажирский транспорт мы уже в течение трёх лет разрешения на работу не оформляем. А те водители, которые у нас работают на маршрутных такси - граждане, которые имеют разрешение на временное проживание. И с 11 января 2013 года разрешительные документы им оформлять не обязательно", - поясняет Ася Горевая, начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Иркутской области.
Водят автобусы по доверенности. Уровень водительской подготовки никто, кроме работодателя, не контролирует. Горожане, которые часто пользуются общественным транспортом, о качестве услуг высказываются практически единодушно.
- Плохо ездят, наглеют. Не умеют общаться. Очень плохо отношусь.
- Иногда довольно грубо ездят. А иногда такое ощущение, что они под наркотиками едут.
- Ну, быстро. На красный. Пешеходов вообще не смотрят.
Теперь все водители-иностранцы будут обязаны снова сесть за парты. Полугодичное обучение, затем экзамены. В случае успешной сдачи получат российские права. Перестанут ли выходить на маршруты, если не получат - большой вопрос.