Газифицировать! Половину муниципального транспорта России планируется до 2020 года перевести на газ. Проработать все варианты перехода на альтернативное топливо потребовал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Готовы ли в Иркутске к подобным нововведениям?
На территории Иркутскавтотранса - лишь малая часть транспорта. Остальные курсируют по городу. Это почти 200 муниципальных автобусов. ПАЗы, МАЗы и ЛИАЗы. 30 процентов парка - уже на газе. Но, по заявлению премьер-министра Медведева, должна быть половина. К новшеству в Иркутске отнеслись положительно. Автобусы на газе позволят существенно снизить расходы предприятия. "Мы посчитали, это 43% экономии, срок окупаемости - если даже говорить об установке оборудования и переоборудования цехов - то срок окупаемости от 8.5 до 11 месяцев. Это очень выгодно", - считает Юрий Бабий, директор МУП «Иркутскавтотранс».
Но до этого необходимо все как следует подготовить. В планах - ремонт боксов и гаражей. Пожароопасная сигнализация, системы вентиляции и вытяжка. Важно переоборудовать и уже имеющиеся автобусы. "Чтобы перевести этот автобус на газ, нужны как минимум два технических условия: первое - разрешение минского завода-изготовителя, второе условие - с завода "Мерседес", который поставляет двигатели. Без этих условий переводить на газ невозможно. Пожароопасно", - говорит Геннадий Рудьман, начальник ремонтно-технической мастерской МУП «Иркутскавтотранс».
Об опасности транспорта на газовом топливе вновь заговорили в начале мая. Девятого числа в Москве на автобусе взорвался баллон. От осколков пострадали женщина с ребенком, которые проходили мимо. Причины ЧП до сих пор выясняют. Правда, с маршрутов аналогичные автобусы сняли. Но специалисты настаивают: газ - оптимальный вид топлива. Конечно, если соблюдать все правила безопасности. "Не было ни одного случая, чтобы автобус взорвался как квартира, согласитесь. В худшем случае он загорается и начинает гореть, то есть там накапливание газа не происходит. Если мы будем добросовестно выполнять требования завода-изготовителя этого газового оборудования, у нас проблем с системой питания не будет. Мы будем эксплуатировать на газе технику и получать экономический эффект", - отмечает Александр Федотов, заведующий кафедрой автомобильного транспорта НИ ИрГТУ.
Говорить об экономическом эффекте пока рано. Иркутск к массовой газификации не готов. А точнее, нет специализированных газовых станций. На всю Россию - несколько сотен заправок со сжатым газом. В Иркутской области одна - в Братске.