"Белое на черном": спектакль о доброте и жестокости жизни

14:39, 21 мая 2013 г.

"Белый - цвет безысходности, больничных потолков. Черный - цвет борьбы, действия". Такую трактовку дает русский писатель и журналист Рубен Гальего в своем произведении "Белое на черном". Студенты Иркутского театрального училища инсценировали рассказ. Премьера спектакля состоялась накануне в Охлопковском театре.

"Я герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног, ты герой. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. Если же у тебя нет рук, а ты еще ухитрился появиться на свет сиротой - все, ты обречен быть героем. Или сдохнуть".

Правдивые истории из жизни людей-инвалидов. Их судьба запрограммирована диагнозом. Их место жизни - детский дом или дом престарелых. Их близкие - друзья по несчастью и "добрые нянечки", пересчитать которых можно по пальцам. Это главная мысль спектакля "Белое на черном". Его поставили по произведениям Рубена Гальего. Он родился в СССР с диагнозом ДЦП. Детство провел в соцучреждениях. Каждая короткая история, сегодня монологом звучащая со сцены, шрамом осталась в памяти Гальего. Минутные зарисовки о быте мальчишек, которые готовились к драке, не имея рук. Сгорали от стыда, потому что самостоятельно не в состоянии справить нужду. Влюблялись, как все. Которые помнят запах яблок, протянутых доброй женщиной. "Мы в каждом отрывке попытались найти человечность, где добрые люди, доброта присутствуют. Мы не ужесточали, а наоборот - облегчали. Тем самым получилось гораздо сильнее. Этот спектакль вроде как о людях с ограниченными возможностями, но он о доброте в основном", - отмечает Татьяна Афонина, режиссер.

То, что происходило в восьмидесятые, актуально в России и сегодня. И дело не только в чувствах - социальные реалии. Один из рассказчиков вспоминает свою поездку в Америку, где он впервые увидел инвалидов в коляске с надписью "Я люблю жизнь": "Я могу часами говорить про Америку, инвалидные коляски, лифты, ровные дороги, пандусы. Про слепых программистов, парализованных ученых. Про то, как я плакал, когда мне сказали, что нужно уезжать в Россию, а коляску оставить".

50 минут спектакля проходят в полной тишине - при том, что на сцене практически нет действия, никаких мизансцен, одни монологи. Исполнители ролей - студенты театрального училища. "Ты понимаешь человека, чувствуешь то, о чем он пишет. Он не ругается и не злится, он благодарен в итоге. Я не знаю, это не всем здоровым людям подвластно. Он же говорит: "Спасибо. Спасибо за то, что вы мне дали".