Увидел сам - передай другому. Необычная научная экспедиция завершилась накануне на Байкале. Её участники - дети в возрасте от 8 до 14 лет. Школьники измеряли толщину льда, чтобы поделиться полученными данными с МЧС. Транспорт выбрали экстремальный: преодолевали маршрут на мотоциклах.
Это сейчас, когда смотришь на карту, 5-дневный маршрут от Большого Голоустного до мыса Хобой кажется совсем маленьким. Участники клуба мотопутешественников вместе с руководителем обрабатывают полученные данные. Толщина льда, становые трещины и торосы - ничто из увиденного не должно быть упущено. "Нашим ученым требуется постоянное обновление этих данных. Состояние люда постоянно меняется, то есть если мы поедем сейчас - вполне возможно, что ситуация будет изменена. На период нашей экспедиции мы видели много трещин, но все они были перемерзшие, с водой трещин было очень мало", - говорит Дмитрий Яскин.
Семь детей от 8 до 14 лет. Для многих из участников экспедиции дальний путь верхом на железном коне - не диковинка. Школьники уже покоряли Ольхон, Долину потухших вулканов в Окинском районе, Тажеранские степи. А вот практическую ценность организаторы привнесли в поездку впервые. Ледобуры, измерительная линейка - все как у настоящих ученых. И у самых маленьких именно эта часть путешествия вызвала наиболее яркие эмоции. "Когда мы первый раз бурили, это было так страшно. Я весь испугался и убежал от этой лунки на метров 200", - делится Стас Яскин, участник экспедиции.
Несмотря на сопровождающий транспорт, преодолеть 350 километров по заснеженному льду без трудностей не удалось. По словам организаторов, каждого ребенка готовили индивидуально. Заносы и пробуксовки отрабатывали еще в городе. Однако, по словам самих детей, открытое пространство и чувство ответственности за ближнего - лучший учитель. "На тренировках занимались индивидуально, других нет, упал - время есть, ни от кого не зависишь, себе предоставлен. А в путешествии - там команда, отставать не надо, тем более я самый старший, тоже надо было присмотреть за другими, что-то им помочь где-то", - рассказывает Артем Шкурыгин, участник экспедиции.
После того как карта данных будет готова, информацию отправят Российскому географическому обществу, а также в Гидрометеослужбу России.