Чтобы в доме ребенка было как дома

16:56, 26 февраля 2013 г.

Российские дома ребенка нуждаются в модернизации. В этом уверены психологи Санкт-Петербургского госуниверситета. И преобразования уже начались. В том числе в Иркутской области, на базе Усольского дома ребенка. Специально для консультации его специалистов приехал один из авторов программы модернизации "Как дома" Олег Пальмов.

Научно доказано, что личность человека формируется в первые три года жизни. В российских домах ребенка дети живут с рождения до четырех лет. Значит, от условий госучреждения зависит то, как в дальнейшем сложится судьба каждого из его воспитанников.

Детский манеж - неотъемлемая часть типичных домов ребенка. Маленький человечек и его проблемы изолированы от взрослых. А покачивания из стороны в сторону психологи называют самостимуляцией: ребенок подсознательно себя успокаивает. Обычная картина. А вот так, второпях, происходит кормление. Ведь у воспитателя еще очередь из тех, кого надо так же быстро накормить. Система, сформированная поколениями. "Оказывается, в течение первых двух лет жизни в стандартном доме ребенка дети меняют от 60 до 100 взрослых. Представьте, 60-100 взрослых имеют доступ к телу ребенка, кормят его, переодевают, возят куда-то. Что он может знать о себе? Как только ребенок получает стабильность, он успокаивается, расслабляется", - говорит Олег Пальмов, к.п.н., доцент факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета.

Неспешно, за беседой, проходит обед. Усольский специализированный дом ребенка с прошлого года начал внедрять у себя программу "Как дома". Пока на примере одной группы. "Карапузики". Восемь разновозрастных детей - от 10 месяцев до трех лет. Воспитатели, медсестра, санитарка - количество персонала свели к возможному минимуму. Каждый ребенок сам выбирает "своего взрослого". Воспитатель Наталья Ахметзянова сегодня пришла к половине восьмого, чтобы дети, проснувшись, увидели ее. Другой, сменный, воспитатель уйдет поздно вечером, лишь тогда, когда уложит всех детей спать. "Мы отмечаем, что дети стали по-другому относиться друг к другу. Не дерутся, не ругаются. Старшие дети умеют ухаживать за маленькими. А малыши наши стали смотреть на больших - и пытаются повторять действия какие-то. Стали более спокойными", - рассказывает Наталья Ахметзянова, воспитатель Усольского областного специализированного дома ребенка.

Усолье - четвертая точка на карте России, где руководство на базе своего учреждения решило внедрять программу модернизации детских домов под названием "Как дома". Ее разработали и впервые реализовали специалисты факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета и тринадцатого дома ребенка Санкт-Петербурга. Один из соавторов программы, Олег Пальмов уже в третий раз приезжает в Усолье. Обучает и консультирует специалистов. Ведь важно, чтобы изменения коснулись не только одной группы, а перешли на все учреждение. "Персонал, начиная от медсестры или санитарочки, все обучаются. И принципы, которые представлены в группе "Карапузики", они уже действуют и в других группах. Принципы "работы с уважением" - к ребенку, к сотруднику - они внедряются во всех группах", - отмечает Лариса Коломеец, главный врач Усольского областного специализированного дома ребенка.

Изменения отмечают все сотрудники. И чем больше вложено сил, чем роднее и ближе становятся дети, тем больнее вопрос: а что же дальше, после дома ребенка? "Самое главное - так самоорганизоваться, ресурсы различные рассмотреть, чтобы эти дети уходили только в семьи. Это неправильно, что они уходят в детские дома", - говорит Олег Пальмов.

И это реально, считает Олег Пальмов. Ведь несколько лет назад и такие изменения в организации работы домов ребенка казались чем-то далеким.