ПРЕМЬЕРА НА МАЛОЙ СЦЕНЕ

00:00, 16 марта 2001 г.

Две премьеры подряд состоятся в Драматическом театре имени Охлопкова. Сегодня на Большой сцене - первый выход на зрителя спектакля "Бедный ПьЕро". А в субботу на Камерной сцене охлопковцы дадут античную трагедию "Эдип-царь". Сегодня мы побывали на генеральной репетиции этого спектакля.

С артикуляционных разминок вот уже два месяца начинаются репетиции актеров Драмтеатра, занятых в трагедии Софокла "Эдип-царь". Жанр требует безупречной дикции и легкого дыхания. Не взирая на возраст и регалии, упражнения в полную нагрузку делают все. Пока разминками руководит режиссер спектакля Артур Офенгейм. Он приглашен из Москвы. Артур - выпускник знаменитой Школы драматического искусства под руководством обладателя премии "Триумф" Анатолия Васильева. "Эдип-царь" - давняя мечта молодого режиссера. Когда появилась возможность воплотить замысел, Офенгейм с удовольствием согласился приехать в Иркутск. Приехал заранее, посмотрел многие спектакли, выбрал исполнителей. Оформление и костюмы придумал сам. Участники предстоящей трагедии появляются в клубах дыма. Но он - не от сигареты режиссера. Это спецэффект.

Дым символизирует чад погребальных костров. В городе Фивы свирепствует мор. Это наказание богов за убийство прежнего правителя Фив. Искупить грех можно только, наказав преступника. Дальнейшее действие строится как расследование давнего преступления. Но детективная канва - это лишь сиюминутный пласт древнего мифа. Высокие тексты, говорит режиссер, имеют вневременной смысл. В истории Эдипа он заключается в разрушении человеком собственного мифа, в выходе за рамки собственной предопределенности, собственной судьбы. Человек, рожденный проклятым, стал святым.

Ближе к кульминации постановщик сводит спецэффекты к минимуму. Внимание зрителя сосредотачивается на тексте и актере. От исполнителей Офенгейм добивался предельной эмоциональной наполненности. Чтобы свершилось то, что еще Аристотель назвал катарсисом. Театральная трагедия только тогда достигает цели, когда публика выходит со спектакля потрясенной.