"Сокровища буддийского искусства"

00:00, 13 апреля 2012 г.

Основные направления буддийского учения - не на страницах учебника, а на стенах и витринах выставочного зала. В Иркутском областном художественном музее иркутянам представили экспозицию "Сокровища буддийского искусства".

Более 70 экспонатов. Национальный музей республики Бурятия, говорят его сотрудники, обладает третьей по величине буддийской коллекцией. В Иркутск постарались привезти лучшее. Грунтовые полотна из храмов, детали украшений интерьеров. Разноцветные шелковые кисти, деревянные кронштейны, расписанные минеральными красками - неотъемлемые атрибуты убранства дацанов. "Для человека простого очень полезно и познавательно проводить такие выставки. Обмен выставками, особенно для нас - людей, живущих на берегах Байкала, где живет очень много людей разных национальностей, в том числе таких два великих народа, как русский и бурятский. Узнавая искусство друг друга, мы становимся ближе друг к другу, интереснее друг другу", - считает Нина Гошкив, посетительница выставки.

На витринах - позолоченные скульптуры божеств из меди, бронзы и дерева. Различные ударные и духовые музыкальные инструменты. Здесь ритуальный колокольчик, молитвенный барабан. Представлены также трехгранные ножи, однако используют их совсем не в качестве оружия: "Лама в состоянии медитации, совершая определенный обряд, делает определенные движения этим стилетом. Таким образом он отсекает три главных порока человеческого сознания".

Неведение, жадность, злость - основные противники духовного развития. Именно поэтому большинство божеств выглядит агрессивно. Например, хранитель буддийской веры. Однако гнев его направлен не на другие религии и не на самого человека, а только на его слабости. Вообще, борьба с людскими желаниями материальных ценностей или чрезмерных чувственных наслаждений - одна из основных тем буддизма. Однако чтобы понимать искусство этой религии, совсем не обязательно знать её истины. "Несмотря на их глубокий символизм, в любом случае это вещи, написанные внутренним сердцем, поэтому если кто-то не понимает какие-то первоначальные вещи, самое главное - надо понять, что есть символика, в каждом изображении есть глубинная символика", - говорит Татьяна Бороноева, директор национального музея республики Бурятия.

Секрет написания танок - храмовых икон - находился в строжайшем секрете и передавался от учителя к ученику. Каждая из них - своего рода окно, через которое в состоянии медитации можно попасть в тот или иной мир. В отличие от китайской традиции, эти танки имеют приглушенные оттенки, а вместо множества деталей внимание уделяется основной фигуре и её элементам. Например, одиннадцатиликий Авалокитешв Ара - воплощение беспредельного сострадания. Его тысячи рук - символ безграничной помощи.