Кривые зеркала отражают современность

00:00, 13 марта 2012 г.

Старая добрая сказка на сцене иркутского ТЮЗа. Там ставят спектакль "Королевство кривых зеркал". На изготовление собственно зеркал у бутафоров ушло 400 квадратных метров специального пластика.

Мечта каждой женщины - иметь такое зеркало, в котором всегда выглядишь красивой и счастливой. Возможно, когда-нибудь индустрия сделает нам такой подарок. А пока приходится смотреть правде в глаза. Хотя - чего греха таить - все мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле. Именно об этом сюжет старой сказки "Королевство кривых зеркал".

Кривые зеркала. Добро в них выглядит смешным и уродливым, а зло - красивым и величавым. Плохим людям это, конечно, на руку. А вот хорошим приходится страдать. Восстановить справедливость пытается отважная девочка Оля со своим зазеркальным двойником Яло. К этой парной роли Наталья Маламуд и Людмила Ревтович готовились долго и ответственно. Для этого артисткам, которые знакомы почти 8 лет, пришлось еще ближе узнать друг друга. "Я ходила за Люсей и смотрела, что она делает, а она - за мной. Цепляли манеры друг друга, жесты и взгляды. И потом грим очень помог, парик и костюм. И глазки у нас одного цвета", - рассказывают Наталья Маламуд и Людмила Ревтович.

Декорации к спектаклю приготовили за три недели. Художник-постановщик умышленно отказался от задников в виде баннеров, инсталляций и видеопроекций, отдав предпочтение по старинке разрисованной ткани. Но главный акцент, конечно, на зеркалах. О настоящих не могло быть речи - это опасно. В итоге их заменили пластиком. Сначала бутафоры использовали китайский, но качество подкачало. Затем остановили свой выбор на немецком материале. Он особо пластичен, можно резать и гнуть. А главное - в нем прекрасно отражаются объекты. "Он ведет себя на сцене достойно, живо, потому что он пластичный - где-то нагревается, где-то остывает. И когда на сцену смотришь - эти зеркала живут отдельной жизнью, динамику создают", - говорит Леонид Бутаков, зав. декоративно-бутафорским цехом ТЮЗа им. Вампилова.

Так случилось, что знаменитую сказку про приключения Оли и Яло, которая вышла на экраны в 1963 году, режиссер Алексей Орлов не смотрел. А только читал повесть Виталия Губарева. Поэтому когда ставил спектакль "Королевство кривых зеркал", отталкивался только от собственных впечатлений. Все совпадения с фильмом по части режиссуры случайны. Зато неслучаен выбор произведения. По мнению постановщика, народ всегда должен знать правду. "Врут по первому каналу, по второму, по всем остальным. Врут о бюджете, о прививках… Просто это надоело уже. "Королевство кривых зеркал" - очень актуальная пьеса. Это хоть и советское, но классическое произведение, и оно еще долго будет жить, так как врать еще будут долго-долго", - считает Алексей Орлов, режиссер-постановщик.

Как изменить ситуацию, спросит ищущий правды зритель? Да очень просто - начать с самого себя.