Новый школьный предмет вызывает споры. И среди родителей, и среди чиновников. Не остались в стороне и священнослужители. По какой причине столько волнений?
"Основы религиозных культур и светской этики". Так будет называться новый школьный предмет. Его начнут преподавать ученикам 4-ых классов всех общеобразовательных школ города. Курс состоит из 6 модулей: основы православной, исламской, буддисткой, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. До марта всем родителям нужно определиться с направлением для своего ребенка. "Как такового религиоведения здесь не предполагается. Это курс культурологический. Предмет, в котором очень сильна духовно-нравственная составляющая, чего, наверное, в общеобразовательных предметах не всегда бывает достаточно", - поясняет Инна Торунова, главный специалист-эксперт отдела дополнительного образования управления общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области.
С февраля по август педагоги, которым предстоит преподавать новый предмет, пройдут курсы повышения квалификации. Кроме того, в Приангарье уже идет работа по созданию Межведомственного координационного совета. В него войдут представители органов власти и общественности, а также религиозных организаций. По мнению муфтия Иркутской области Фарида Мингалеева, знание ценностей каждой из религии позволит с детских лет формировать в человеке толерантность к людям разных национальностей и вероисповедания. "В этом возрасте дети чисты, у них еще сохранилась вера, чистая вера. И я думаю, если в это время их правильно обучить, я думаю, они потом на всю жизнь сохранят это", - говорит Фарид Хазрат Мингалеев, муфтий Иркутской области.
Апробация нового предмета проходила в течение двух лет в 21 регионе страны. Иркутск в эксперименте не участвовал. Однако в некоторых школах предмет преподавали в качестве факультатива. Так, например, Марина Давыдова обучает детей основам православной культуры уже третий год. И, по словам педагога, результаты налицо. "Когда провели одну из методик, то психолог отметила, что дети именно моего класса ориентированы не на материальные ценности, а в основном на нравственные ценности, то есть им хотелось, чтобы дома никто не болел, чтобы родители были здоровы, чтобы по-доброму относились мама с папой, не ругались", - рассказывает Марина Давыдова, преподаватель основ православной культуры.
Кстати, говоря о родителях: в Иркутской области более 80 % положительно отозвались о нововведении. "Это необходимо настолько, что это наша единственная надежда, чтобы сохранить в наших детях именно те человеческие качества, которые мы называем "духовно-нравственное воспитание". Дети в наше время, к сожалению, агрессивны, озлоблены, и этот предмет - именно та помощь, которая нужна и родителям, и учителям, и обществу", - отмечает Ольга Доманова, мама ученика 3 класса.
И тем не менее, вопросы остаются. Как быть тем родителям, которые не хотят, чтобы их дети изучали основы чужой религии, или вообще воспитывают детей атеистами? Ответ дают специалисты в области образования. Обязательного изучения каждой из культурно- религиозной направленностей нет. Школа в этом случае просто намерена прививать детям навыки жизни в обществе. Рассказывать, что такое добро и зло, где живет совесть и для чего человеку нужна вера.