Непростой ГЛОНАСС

00:00, 06 февраля 2012 г.

Контроль за водителями и удобство для пассажиров. С нового года вступил в силу указ Президента об обязательной установке систем мониторинга за всем транспортом, который осуществляет коммерческие перевозки. Следить будут с помощью приборов, которые поддерживают отечественную систему ГЛОНАСС. Однако в Иркутске внедрение передовых технологий стало сродни игре в "русскую рулетку".

Все надежды на лучшую жизнь для Натальи Рязановой и её мужа Бориса остались в прошлом году. Новый, 2012-й, начался с череды проблем и разочарований. В декабре супруги взяли кредит и купили новый микроавтобус, чтобы работать по договору на популярном маршруте. Установили и необходимый по новым требованиям прибор системы ГЛОНАСС. Но получить необходимую для работы лицензию оказалось непросто. "Мы установили всё в законном порядке. Компания ГЛОНАСС приезжала к ней в течение трех недель, раза 3-4. Разбирались, показывали все документы, сертификат соответствия, всё. Она сначала ничего не говорила, требовала все документы. А когда время подходило, когда заканчивалось время выдачи лицензий, она отказала. Сказала, что эта фирма недействительна", - рассказывает Наталья Рязанова.

Ёмким словом "она" Наталья Рязанова называет транспортную инспекцию в целом и исполняющую заместителя начальника Татьяну Шишкину в частности. Говорит, что по указке чиновника инспекторы каждый раз предъявляли всё новые и новые требования. А в итоге и вовсе отказали в выдаче лицензии. Проблемы, по словам женщины, возникали на пустом месте. То установленный прибор ГЛОНАСС не тот, то он вовсе не ГЛОНАСС, то фирма-установщик оказалась не ко двору. "Сейчас, до 20 числа, все приходили с нашими актами, сертификатами, что установлен ГЛОНАСС. Часть машин спускались, фотографировали, что стоит там, проверяли. Составляли акт: соответствует, всё. Лицензии выдавали. После 20-го числа... Понимаете, она не идёт на контакт с нами", - говорит Ольга Семидельская, исполнительный директор фирмы-установщика.

Сейчас в Иркутске нет единой диспетчерской службы, которая бы в полной мере использовала установленные на транспорте приборы ГЛОНАСС. Каждая организация сама контролирует своих водителей. С середины января перевозчики и сотрудники нескольких фирм-установщиков систем ГЛОНАСС находятся, мягко говоря, в недоумении. Никаких документов, регламентирующих процесс исполнения указа Президента нет. Системы ставились, лицензии выдавались. Прошло немного времени - и оказалось, что требования изменились. "Меня удовлетворят любые документы, если это будет аппаратура ГЛОНАСС. В частности, это паспорт изделия, где написано, что прибор поддерживает спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС, ГЛОНАСС- GPS. В нем есть соответствующие ссылки, что он соответствует каким-то техническим условиям. Правильно? Вот у нас стоит ТУ", - показывает Татьяна Шишкина, и.о. зам. начальника Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области.

Скоро месяц, как супруги Рязановы, вложив все деньги и душу в свою единственную маршрутку, надеются получить заветную лицензию на перевозку пассажиров. Без неё не сможет работать водителем муж, не будет денег на погашение автокредита и учебу ребёнка. Когда требования контролирующих органов примут ясные очертания, женщина не знает.

Тем временем сотни приборов уже установлены. До июля, когда за отсутствие ГЛОНАСС на борту начнут штрафовать, все транспортные средства, перевозящие пассажиров, должны быть оборудованы. Минимальная цена системы с установкой в Иркутске колеблется в районе 10-12 тысяч. На рынке этих услуг ожидается небывалая активность. Только в нашем городе для продавцов и установщиков имеются около десятка тысяч клиентов.