Международный авиакосмический салон МАКС-2011

00:00, 23 августа 2011 г.

Летающая тарелка и Вавилон с крыльями. Так можно описать перспективный дирижабль и самый большой пассажирский самолет. Они среди прочих были представлены на международном авиакосмическом салоне МАКС-2011. Он завершился накануне в подмосковном Жуковском.

А вот самолет-невидимка и новейшие истребители от американских военных остались дома, в Америке. На всеобщее обозрение ВВС США представили только проверенную временем и сотнями операций по всему миру рабочую военную авиацию.

Каждый день на авиасалоне проходили показательные полёты. Вот из тесных рядов авиации на рулёжку буксируют МиГ. Среди сотен и тысяч человек, провожающих глазами эту машину, оказались и американские летчики. На нынешнем МАКСе, после тайм-аута, они вновь представили пусть и не новую, но всё ещё боевую авиацию. Например, этому В-52 в обед не сто лет, а только 50. По авиационным меркам это уже зрелый самолет. Со своими задачами справляется, да и альтернативы у американцев всё равно нет. Например, только за одну ночь марта 2003 года В-52 выпустили около 100 крылатых ракет по Ираку. А вот на авиашоу в Россию прибыли если не с любовью, то с улыбкой. "Главная цель этого показа - показать и ознакомить людей с разными судами ВВС США. Здесь есть истребители, есть транспортные, есть бомбардировщики. Главная цель - ознакомить людей, чтобы показать ключевые моменты, в которых российские самолеты и американские самолеты похожи друг на друга, а также улучшить отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки", - говорит Рип Ракер, пилот С-5, подполковник ВВС США.

Молодые, но уже подполковники. Дружелюбные, но ценящие правила. На кусочке лётного поля в Жуковском, где разместили военных из США, такой ненавязчивый порядок, нарушать который не очень-то и хочется. Особых военных секретов узнать никто из посетителей не пытался, поэтому и очереди к примелькавшимся за много лет самолетам не наблюдалось. Посетители, а в первые несколько дней это сплошь профессионально заинтересованные структуры из более чем 40 стран, больше тяготели к новым машинам и разработкам.

На международном авиакосмическом салоне новые машины и новые разработки - буквально на каждом шагу. Самолеты, вертолеты, автожиры и НЛО. Летающая тарелка в форме дирижабля оказалась многофункциональной системой, готовой поднять груз аппаратуры на 4 километра в небо. При максимальной скорости в 80 км/ч слетать за 400 километров туда и обратно - не проблема. "Его предназначение - это мониторинг, доставка груза, спасательные операции, телевидеонаблюдение, мониторинг, радар у него есть. Всё, что весит меньше 200 килограммов, можно на него повесить", - отмечает Стефан Стефанов, ведущий конструктор ДКБА.

Управляет дирижаблем пилот с земли. Как в компьютерной игре, сидит с двумя джойстиками перед монитором. Полет можно задать с помощью координат в системе ГЛОНАСС или GPS, смотря в какой стране будет эксплуатироваться разработка Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики. Удалось узнать и "военную тайну" создателя этого аппарата. В будущем такой дирижабль может стать пилотируемым и использоваться кроме работы в развлекательных и учебных целях.

Тем временем в Жуковском начались показательные полеты. Тысячи глаз посетителей МАКСА оказались прикованы к небу. На смену военным самолетам в воздух поднялись пассажирские. Пусть не так резво они выполняли развороты и меняли высоту, да от них это и не требуется. Надежность и комфорт пассажиров - на первом месте. Пока в воздухе кружили небольшие самолеты, на стоянке своей очереди ждал самый большой - Аэробус А 380. Он и Боинг 787, названный ещё "Дримлайнером", стали своеобразным украшением салона. Хвосты этих великанов были видны гостям МАКСа за несколько километров.

МАКС показал Россию как элемент цивилизованного авиарынка, готовую показать не только своё, но и принять чужое, если это, конечно, заслуживает внимания. Не случайно, что на нынешнем МАКСе свои лучшие достижения готовы показать не только Россия и соседи по ближнему зарубежью, но и мировые лидеры из США и Европы, такие как "Боинг", "Эйрбас" и другие.

Чтобы побывать на борту этого исполина, нужно было отстоять одну очередь, чтобы записаться в другую. Посещения экскурсионными группами были расписаны на все дни авиасалона. Выяснилось, что прибывший на МАКС А-380 - своеобразная летная лаборатория. Его до сих пор тестируют и изучают. Вместо пассажиров - 300-литровые баки с водой, нет обшивки, зато есть рабочие места специалистов, мониторящих работу самолета на земле и в воздухе. Такие самолеты уже 4 года летают по миру. Каждые 15 минут взлетает и приземляется один А-380. Эта махина может одновременно брать на борт более 800 человек. Десятый международный авиакосмический салон МАКС-2011 полностью оправдал прогнозы специалистов, прежде всего, по своим деловым результатам. Так, общая сумма заключенных контрактов и сделок, превысила 10 миллиардов долларов. Сам салон посетили около полумиллиона человек.