Издавна эти соревнования считались самыми престижными среди народов Сибири. В них участвовали буряты, монголы, якуты, хакасы, алтайцы, тувинцы. На играх соревновались в стрельбе из лука, национальной борьбе, перетягивании палки. Отцы везли из своих селений дочерей для участия в конкурсе красавиц. А кульминацией был обрядовый танец Ехор.
Весенний Тайлаган. Именно ради этого обряда и собираются здесь сибирские народы. Пока шаманы исполняют обрядовые танцы и песни, в стороне разделывают баранью тушу. Животное принесут в жертву богам. Также среди даров - молоко, водка, лепешки, конфеты. Всем этим люди издавна пытались задобрить духов - попросить у них удачного года, хорошего урожая и счастья в семьях.
Леонид Савин - из Якутии. Он шаман. Хотя сам себя так не называет. Говорит, что просто общается с духами. Вообще шаманство передается из поколения в поколение, идет от древних предков. В роду у Савиных было не так. "У моего деда был друг, шаман-старик. У него было трое детей. Но он им почему-то не стал передавать свою силу и знания. А передал их именно своему другу. Он верил, что он в будущем будет держать эту духовность, держать эту культуру. В духовности будет с людьми общаться", - рассказывает Леонид Савин.
Шаманство - это не плохо. Такие простые истины хочет донести до людей Леонид. Сам он - таежный шаман. Его учителя живут далеко в лесу. К ним он ходит за энергией, знаниями.
Якутский обряд по эмоциям сдержаннее, чем, например, у бурятов. Здесь не приносят в жертву животных, нет ярких лент. Да и костюм шамана выполнен весьма аскетично - из сыромятной кожи, и лишь бахрома украшает его, напоминая оперение птицы. Видимо, суровая природа Якутии накладывает отпечаток не только на характер людей, но и на их обычаи.
После обряда - еще один традиционный ритуал: исполнение тоюга. Песней якуты благодарят щедрую землю. Попросил - скажи спасибо. Такое обязательное условие. На певце - народный костюм. А в руках - специальные «махалки» из конского волоса. В обычной жизни ими просто отмахиваются от мошкары. Но есть у «махалок» и особый - сакральный - смысл. "Каждый рисунок, каждая бусинка имеют смысл. Колокольчик вот духов отгоняет. Бывает черного цвета. Если черный, то он отгоняет злых духов. Для того чтобы бороться со злыми духами, такой цвет не идет. Он только для благословления. Когда им вот так вот делаешь, он становится как костер. Это на радость так делают. Чтобы очистить - вот такие круговые движения. И тогда весь год к вам зло не подойдет", - объясняет Ольга Харайбатова, руководитель департамента по вопросам духовного развития республики Саха.
Джозев Лонг - этнограф из Англии. С культурой и традициями народов Сибири знаком не понаслышке. Здесь, на Байкале, он провел много исследований. Собранным материалом пользовался для написания диссертации. Поэтому когда на игры его пригласили русские друзья, поехал не раздумывая. Особенно ученого интересовали шаманские обряды. Ведь первой религией на родине Джозефа - в Англии - было язычество. "У нас коренные религии были очень похожи на шаманизм. С духами и предками общение. Потом пришло христианство. Стало меньше такого рода духовности", - говорит Джозеф Лонг, этнограф.
Якуты, алтайцы, калмыки, буряты, тувинцы, хакасы и монголы. В древности народы с разных концов Сибири из своих стойбищ приезжали на байкальскую землю. На время Ердынских игр прекращались войны и распри. Ведь здесь были не просто состязания сильнейших. На играх воспевали пробуждение природы - общей для всех. Просили удачи и счастья у земли. В новейшей истории России эти игры - третьи. В 2000 году, после почти векового забвения Ёрдойн Наадан - так по-бурятски звучит название соревнований, - их возродили.
Исторических свидетельств о Ердынских играх сохранилось мало. О том, что они действительно были, знает наверняка лишь сама гора Ерд, в честь которой и названы игры. После всех обрядов, после всех соревнований и конкурсов вокруг нее собирались люди, чтобы станцевать последний обрядовый танец Ехор. Они должны были сомкнуть кольцо вокруг горы. Если кольцо не смыкалось, считалось, что год будет неудачным. Иногда людей было так много, что приходилось образовывать три-четыре кольца. А от непрерывного долгого танца образовался след, углубленный в землю. Его можно увидеть и сейчас.
Гора Ерд стоит на равнине в пойме реки Анги. Она считается священной. Женщинам на нее подниматься строго запрещено.
Ердынские игры часто сравнивают с олимпийскими. И проводятся они так же - раз в четыре года. Есть и церемония открытия, и даже свой олимпийский огонь.
Конкурс красавиц, забеги вокруг горы, национальная борьба, стрельба из лука. Программа состязаний - с этническим колоритом. За тысячу лет в играх мало что поменялось. Пожалуй, только стрелы сейчас можно не заказывать у мастера, а купить в магазине. Да и приезжают на игры теперь на конях, но железных.