Школьники Иркутска занимаются нанотехнологиями

00:00, 21 апреля 2011 г.

Иркутские школьники стали одними из лучших на Всероссийском интеллектуальном форуме-олимпиаде по нанотехнологиям. Ученики второго лицея покорили не только участников олимпиады, но и столичных ученых.

Это - нанолаборатория для школьников. Единственная в Иркутской области. Ученики второго лицея имеют уникальную возможность: изучать вещества, материи, предметы - словом все, что только возможно - на атомном уровне благодаря современному нанооборудованию. Дорогостоящий комплекс появился в лицее в начале учебного года, и уже себя оправдал: рабочие места в кабинете никогда не пустуют. Старшеклассники без преувеличений проводят в лаборатории все свое свободное время. Среди таких, увлеченных, и Анастасия Левченко. Ее работа на тему "Исследование изменения рельефа поверхности тефлона при термической обработке с помощью атомно-силовой микроскопии" на Всероссийской олимпиаде по нанотехнологиям была отмечена грамотой. "Основная проблема тефлона - это его ползучесть. То есть когда мы нагреваем его до высокой температуры, он начинает расползаться. Когда мы используем сковородки на обычной печи, еще можно печь продукты. А если мы будем это делать при более высоких температурах, то тефлон начнет расползаться. Это будет неудобно. И я предлагаю улучшить тефлон, добавив в его поры другое вещество, чтобы уменьшить ползучесть. И этому есть физическое обоснование и подтверждение моей гипотезы с помощью съемок на атомном уровне", - объясняет Анастасия Левченко, ученица 11 класса МОУ Лицей N 2.

Достижениями своих учеников гордится и руководство школы. "Я хочу сказать, что наши дети, которые занимаются нанотехнологией, не будут коммерсантами. Это будут настоящие ученые, которые пойдут в науку и будут ее развивать!", - говорит Виталий Арабчук, директор МОУ Лицей N 2.

Основы физики, химии, биологии и даже принципы квантовой механики. Желающих заниматься в лаборатории нанотехнологий было много. Но в конце концов стались те, кто прошел естественный отбор, говорят научные руководители Ирина и Михаил Просекины. На своем примере молодые ученые ежедневно доказывают школьникам: наука - дело трудоемкое. Она не терпит фальши и лени. "Хотелось бы работать дальше. Работать активно. Хотя есть большие проблемы с тем, как готовятся образцы - одних микроскопов недостаточно, чтобы проводить научные исследования. Хотелось бы, чтобы у ребят была возможность ходить в другие лаборатории. Хочется, чтобы все сложилось", - отмечает Ирина Просекина, научный руководитель.

Чтобы все сложилось и лаборатория лицея стала настоящим, пускай и миниполигоном для исследований, необходима крупная сумма. Пока заинтересованных в школьных, но уже не по-детски серьезных работах в Иркутске нет. Одиннадцатиклассники делятся: нанотехнологии для многих из них стали неотъемлемой частью жизни. Только вот для поступления они выберут, скорее всего, столичные вузы.