Жизнь и учеба без преград

00:00, 07 апреля 2011 г.

Долой преграды! В Иркутске обсуждают возможность обучения детей-инвалидов в обычных общеобразовательных школах. Что необходимо для этого сделать и готовы ли педагоги к дополнительным трудностям?

Научить глухих детей произносить звуки - задача не из простых. Но решаема. Педагоги-дефектологи ежедневно работают с воспитанниками по несколько часов. В помощь - современное оборудование. Но самое главное - чем гордятся специалисты 162 детского сада - это интегрированное обучение. То есть слабослышащие ходят в одну группу со здоровыми детьми. Такая практика дает положительные результаты.

На музыкальном занятии - дети из подготовительной группы. Будущие первоклашки с удовольствием поют и отбивают ритм. Их 18. С диагнозом "тугоухость" - чуть больше половины. Остальные абсолютно здоровы. Все дружат и общаются. Для них записи в медицинских книжках ни о чем не говорят. Например, у Саши Буйдиной - третья степень тугоухости. Общительная, добрая девочка. Очень любит петь и слушать.

- Я обожаю, как кошки поют.

- А как они поют?

- Мяу, мяу... У меня у бабушки кошка есть. И собака хорошо поет у бабушки.

А это сенсорная комната. Здесь детей лечат звуко- и аромотерапией. Постоянная диагностика слуха и речи, индивидуальные занятия и советы родителям. К лечению каждого ребенка здесь подходят основательно и комплексно. "Родителей сразу предупреждаем: сразу ребенок у вас не заговорит. Это очень длительный процесс. Надо все этапы постепенно пройти, как с новорожденным. Гуление, лепет. Простые слова. Только потом пойдут полные слова и связная речь", - рассказывает Надежда Петроченко, врач-дефектолог.

После этого детского сада большинство детей с проблемами слуха идут учиться в общеобразовательные школы. И там показывают отличные результаты, говорят воспитатели. К сожалению, практика, когда дети-инвалиды учатся вместе со своими здоровыми сверстниками в одном классе, для Иркутска - большая редкость. Чаще это дистанционное образование. Проект "Школа.ру" на территории Иркутской области действует уже несколько лет. Программы обсуждали сегодня представители департамента образования и школ города. На встрече подняли вопрос реализации и другого проекта, инклюзивного образования - это обучение детей-инвалидов в обыкновенных школах. "Речь идет о детях с сохранным интеллектом, только с ограничениями физического здоровья. То есть стоит вопрос: можно ли интегрировать таких ребятишек в общеобразовательный процесс? Другое дело - с детьми с заболеванием ДЦП. Все-таки, наши школы технически не подготовлены, чтобы принимать таких детей", - говорит Валентина Перегудова, начальник департамента образования г. Иркутска.

Сейчас идет подготовка к запуску так называемых пилотных проектов. Это по одному классу в 4 школах города. Планируется, что набор туда пройдет уже в 2014 году. То есть у педагогов есть 2 года, чтобы приготовиться к приему в свои классы учеников с ограниченными возможностями. В департаменте образования уверены: проект будет иметь успех. Он даст возможность подготовить таких детей к самостоятельной жизни.