Дома - как люди: каждый со своей историей и каждый - со своей судьбой. Так считает художник Владимир Кузьмин. В областном Художественном музее открылась его персональная выставка "Иркутск и иркутяне". Перед открытием экспозиции автор рассказал нашей съемочной группе, за что он любит свой родной город.
Пестеревская, Амурская, Большая, Преображенская - Владимир Кузьмин умышленно называет улицы по-старому. Если бы он не стал художником, то наверняка был бы краеведом или архитектором. Такое впечатление, что он знает каждый закоулок, дворик и даже дымоход родного Иркутска. Он начал писать его 50 лет назад. Вспоминает: тогда машин было мало, автобусы и трамваи ходили редко. А сейчас, чтобы перейти улицу, нужно постараться. Впрочем, суета современной жизни не отвлекает взгляд живописца от полюбившегося ему деревянного зодчества. Когда он изображает покосившиеся избушки и старинные усадьбы, то говорит, что пишет не пейзажи, а портреты. "Много у нас таких домов, которые излучают тепло и радость какую-то. Каждый дом - это как старый человек, который прожил очень много лет. И даже умиление испытываешь к нему", - говорит Владимир Кузьмин, заслуженный художник РФ.
Многих зданий, которые красуются на полотнах Кузьмина, уже нет на карте Иркутска. Например, величественный Казанский собор - он располагался на том месте, где сейчас стоит здание областного Правительства. А вот в случае с памятником Александру Третьему, художник, наоборот, напророчил. Он писал эту картину, когда на постаменте был еще не царь, а шпиль. Все, кто знаком с творчеством мастера, называют его картины светлыми и воздушными. "Редкий иркутский художник не клянется в любви любимому городу, но чувствуют его душу отнюдь не все. Художников, которые рисуют город, называют урбанистами. Если он и урбанист, то видит красоту более чутко и изображает все более лирично, чем многие", - отмечает Ирина Выходцева, посетительница выставки.
Второе увлечение художника Кузьмина - это портреты. На них - искусствоведы, музыканты, писатели. Автор не стремится к передаче внешнего сходства. Ему важнее показать внутренний мир человека. Валентин Распутин, который, кстати, тоже позировал для мастера, сказал о нем как-то: "Хорошо, что у нас в Иркутске есть такой художник - искренний, замечательный. Постоянно приглашающий к добру, как к празднику".