Не привыкли искать легких путей. В стране вот уже два года действует упрощенная система оформления дорожно-транспортных происшествий - без вызова инспекторов ГИБДД. А вот у автомобилистов, в частности иркутян, популярностью не пользуется.
Небольшое столкновение, мелкая авария. Как итог - затор на дороге. И часы ожидания сотрудников ГИБДД. Экипаж на место ДТП вызывают в 90 % случаев. Хотя давно действуют поправки в закон, согласно которым в аварии с минимальным ущербом участники вправе разобраться сами, без сотрудников ГАИ. Инспекторы рассказывают: в свете последних событий это очень актуально. "Эта проблема наиболее остро встала сейчас, потому что все мы знаем реформу МВД России, подразделения ГАИ. Мы сокращаем в настоящее время личный состав по области. К концу 2011 года мы должны сократить 382 единицы инспекторов, в основном ДПС", - отмечает Сергей Панченко, заместитель начальника УГИБДД ГУВД по Иркутской области.
Схема так называемой "упрощенки" действует вот уже 2 года - с 1 марта 2009. А пользуются ей далеко не все. Так, в прошлом году в области лишь в 7 ДТП участники не вызвали ГАИ. В этом году таких случаев два. Дело в том, говорят специалисты страховых компаний и просто автовладельцы, что участники боятся составлять документы самостоятельно. Больше всего с отсутствием на месте инспекторов не согласна пострадавшая сторона. "Почему так мало ДТП оформляется без ГИБДД? Потому что два участника не могут понять, могут они оформить без инспектора, или нет. Естественно, потерпевшая сторона боится, что ему денег не заплатят. И говорит - давайте вызовем сотрудников ГИБДД, лучше я подожду какое-то время, измеряемое часами", - объясняет Евгений Лукьянов, генеральный директор службы аварийных комиссаров.
Финансовый вопрос - это тоже из "наболевшего". Чаще всего участники ДТП не могут выяснить, кто будет платить? Сегодня на рынке не так много страховых компаний, которые готовы выложить деньги за своих клиентов. Впрочем, аварийные комиссары берут более двух тысяч за то, чтобы определить, подходит ли данное ДТП под упрощенное или нет, за помощь в оформлении документов и юридические советы. "Снять нагрузку с ГАИ, которая сегодня в пять раз не соответствует нормам по количеству людей, и возложить эту нагрузку на людей за счет их кармана. Нужно сделать так, чтобы люди за это не платили", - считает Алексей Осипов, председатель клуба участников дорожного движения "Байкал".
В целом в Иркутске за сутки происходит более восьмидесяти дорожно-транспортных происшествий. Половина из них вполне может оформляться по упрощенной схеме. Но когда эта схема начнет действовать - остается только догадываться.