Особое материнство

00:00, 18 марта 2011 г.

Так называют, по сути, образ жизни женщин, которые воспитывают ребенка с тяжелым заболеванием. И не для всех категорий детей есть государственные реабилитационные центры: работа с некоторыми пациентами считается непродуктивной. Сотрудники реабилитационного центра "Семейная усадьба" уже 15 лет своей работой доказывают обратное.

Работы, сделанные руками сына - предмет особой гордости. Когда-то врачи сказали Анне Паламарчук, что мальчик не то что творчеством не сможет заниматься, имя свое не знает и знать не будет. У Жени тяжелое заболевание и, как следствие, на языке медиков, - глубокая умственная отсталость. А для мамы ее ребенок - просто другой, особенный. "Мы даже не знали, как с этим жить, как с этим существовать, как с таким ребенком общаться, потому что он совсем не такой, как все остальные. Единственную альтернативу, которую нам предлагали - сдать ребенка в государственное учреждение. Больше ничего. Даже об этом не думала. Это же мой ребенок", - говорит Анна Паламарчук.

Как спасение для Жени, его мамы и еще нескольких иркутских семей - реабилитационный центр. Маленькое помещение, которое городские власти выделили в цоколе - по сути, в подвале - жилого дома на улице Чайковского. Создавали учреждение родители детей - особенных, не таких, как все.

Творческое занятие в старшей группе. Тема - предстоящая Пасха. Несложное на первый взгляд задание занимает целый урок. Но прежде чем добиться таких результатов: дети сами держат в руках кисть, сами делают штрихи краской - проходят месяцы, а то и годы терпеливой работы педагогов. "Раньше даже не могли попасть в одно и то же место. Сейчас знают свое дело".

Преподаватель Светлана Челпанова - студентка педагогического института. Работает как волонтер. Благотворительность и деньги родителей - вот средства существования "Семейной усадьбы". Учреждение, которое является едва ли не единственной альтернативой детскому дому. Ведь государственных организаций для детей с такими тяжелыми нарушениями психического и интеллектуального развития в Иркутске просто нет. Как и программ реабилитации. "С каждым годом таким общественным организациям, как наша, выживать становится сложнее и сложнее", - отмечает Серафима Мельник, исполнительный директор РЦ школы ИООИ "Семейная усадьба".

"Если раньше выделялись деньги на электричество, частичная оплата питания, то теперь этих денег нет. То есть полностью легло на содержание родителей и те деньги, которые изыскиваем у спонсоров", - объясняет Ольга Засухина, педагог РЦ "Семейная усадьба".

Решать проблемы самостоятельно, ни на кого не надеясь - в этом русле идет и педагогический процесс. Научить ребенка кушать, одеваться, убирать за собой - задача каждого преподавателя. Даже на кухне - тоже момент воспитательный. "Мы своей медленной кропотливой работой показываем, что работа с такими ребятами возможна и успешна бывает. Дети другие, общение с ними качественно другое. Самое главное, что они не умеют врать. Если они тебя любят и принимают, они тебя любят на 100 процентов. Будут работать. Они сдвинут горы. Перспектива есть. Они могут, насколько это в их силах, социализироваться. Могут быть отличными помощниками дома. И быть полезными. Мы с ними общаемся на равных", - говорит Серафима Мельник.

"Конечно, они не будут великими математиками, историками. Многим из них не дано читать и писать. Но как правильно себя вести в этой жизни, они могут научиться", - считает Ольга Засухина, педагог РЦ "Семейная усадьба".

Не менее важно, чтобы общество научилось себя вести правильно по отношению к таким людям. Ведь даже выход на улицу, поездка в общественном транспорте нередко заканчивается стрессом. И для ребенка, и для мамы. Потому в " Усадьбе" действует "Родительская школа". Чтобы семья училась не замыкаться в кругу своих проблем, не стесняться своего ребенка и, если понадобиться, отстоять его право на яркое детство.